Русская православная церковь называет митрополита Алексия выдающейся личностью. Он приложил неимоверные усилия для начала объединительных процессов в Древнерусском государстве. При нем христианство на Руси серьезно укрепилось.
Выберите записку
Русская православная церковь называет митрополита Алексия выдающейся личностью. Он приложил неимоверные усилия для начала объединительных процессов в Древнерусском государстве. При нем христианство на Руси серьезно укрепилось.
Во времена Святителя Алексия Древнерусское государство было раздробленным из-за непрекращающихся междоусобиц. Ближе к концу XIII столетия произошло разделение Руси. Объединяющим звеном между ее двумя частями можно было назвать только православную веру. В городе Владимире сформировался русский духовный центр. Монголо-татары сильно ослабили Русь. Но в это время Московское княжество укрепилось и начало процесс объединения русских земель.
Отцом Святителя Алексия был знатный боярин Федор Бяконт. Согласно одним сведениям епископ родился в 1293 году, а в других источниках говорится, что это произошло в 1300 году. Имя Святителя, данное ему при рождении, в разных летописях отличается. В Московском своде его называют Симеоном, а в других материалах – Елевферием. Может быть, он пользовался двумя именами – прямым, которое ему дали родители, и крестильным, полученным в церкви. 12-летний подросток Елевферий использовал силки, чтобы поймать птицу. Однажды во время такой охоты он прилег, закрыл глаза и увидел сон, в котором его кто-то спросил: «Зачем ты ловишь птиц, Алексей? Тебе нужно быть ловцом людей!». После этого парень принял решение удалиться из мирской жизни в монастырь. Монашеский постриг он принял в Богоявленской обители, где его нарекли Алексием.
Два десятилетия Святитель вел монашескую жизнь. Для лучшего понимания святоотеческих трудов Алексий занялся изучением греческой орфографии. Митрополиту Феогносту, греку по национальности, было понятно, что ему не обойтись без русского помощника. В качестве своего наместника он выбрал Алексия, который двенадцать лет жизни отдал этой службе. Накануне смерти Феогност поставил своего помощника на епископскую кафедру в городе Владимир. После того как грек умер, Алексию достался митрополичий престол.
Митрополит Московский и всея Руси считал, что его должен поддержать Патриарх. Он отправил в Царьград послов, а затем впервые отправился туда сам. То, что Алексий станет следующим митрополитом, стало понятно еще при жизни Феогноста. Русские священники не хотели, чтобы на церковные дела влияли светские правители. Киевская митрополия находилась под контролем местных князей. Также на ее деятельность влияли литовский правитель и польский король. В XIII столетии разные князья делали попытки создания своей митрополии. Кроме них, такое желание возникало у польских и литовских государей. Князю Ольгерду тогда принадлежало много русских земель. У него была мечта стать хозяином всей Руси, но для этого ему было необходимо иметь своего подконтрольного митрополита. В 1352 году жители Константинополя узнали о смерти русского настоятеля от монаха Феодорита. Но он говорил неправду, так как очень хотел стать следующим митрополитом Московским и всея Руси. Патриарх Феодосий в нарушение церковных канонов рукоположил этого монаха на митрополичий престол. Феодорит мог быть признан архиепископом Новгородским Моисеем, но Константинопольский Патриарх написал тому, что новым митрополитом Московским и всея Руси станет Алексий.
Алексия во второй раз принимал Константинопольский Патриарх. От Ольгерда туда же направилась делегация во главе с епископом Романом, которого князь хотел поставить на митрополичью кафедру. До этого он был рукоположен Болгарским Патриархом, но в Киеве его не признали. По решению Патриарха Каллиста Роман стал Литовским митрополитом. Алексий так и остался на киевском престоле. Под его митрополичье подчинение перешла вся Русь. Жадности Романа не было предела. Его послы добрались до Твери, что привело к возникновению спора. Константинопольский Патриарх не стал менять своего решения. На обратном пути из Царьграда корабль Алексия попал в бурю. Он мог погибнуть вместе со своими спутниками. В молитве Святитель обратился к Всевышнему с просьбой спасти их и пообещал, что в знак благодарности построит новую церковь. Вернувшись домой, он занялся созданием Андроникова монастыря.
Митрополит Московский и всея Руси заботился о том, чтобы церковь и государство могли спокойно пережить тяжелые времена. Он три раза был в Орде. Впервые Алексий отправился в ставку хана по существующей в то время традиции после своего избрания на митрополичью кафедру. Позже Святитель побывал в Орде по требованию хана Джанибека. Алексия вызвали к больной царице Тайдуле. Она лечилась у лучших врачей, но не выздоравливала. К полностью слепой женщине вызвали целителя Алексия. Если бы он отказал хану, то Джанибек отправил бы свое войско на разграбление Руси.
Святитель никогда не называл себя целителем, но он всегда надеялся на помощь Господа, который творит настоящие чудеса. Алексий отправился в ставку хана, чтобы спасти Русь от нового нашествия Орды. Митрополит не исключал, что назад он может и не вернуться живым. Из уст Святителя прозвучали такие слова: «Прошение и дело превышает меру сил моих, но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, — не презрит Он молитвы веры». Господь их услышал и послал Алексию знамение. Накануне выезда в Орду митрополит проводил церковную службу у мощей святого Петра, во время которой произошло самовоспламенение свечи. По этому знаку Святитель понял, что получит поддержку от Господа. Прибыв в Орду, митрополит долго читал молитвы. Он просил Бога вернуть царице Тайдуле возможность видеть. Святитель привез с собой святую воду, которой были омыты глаза женщины, что привело к чудесному прозрению жены хана. Третье путешествие Алексия к ордынцам произошло после угроз хана Бердибека захватить русские земли. Святитель воспользовался помощью Тайдулы, которая обратилась к сыну с просьбой о даровании митрополиту другого ярлыка, как подтверждение всех прежних прав Русской православной церкви. В 1359 году Святитель прибыл в Киев. Там Алексия арестовали по приказу князя Ольгерда. В темнице он молился Богу о спасении. В итоге его отпустили и митрополит смог добраться до Москвы.
Когда правил Иван Красный, жизнь людей в Московском княжестве сильно ухудшилась. Он умер. Престол должен был получить его 8-летний наследник – княжич Дмитрий (Донской), но реальная власть находилась в других руках. Алексий старался вернуть княжеские права Дмитрию. От его имени переговоры с удельными князьями вел Сергий Радонежский, что привело к прекращению междоусобиц. Суздальский правитель мечтал о престоле во Владимире. Митрополиту пришлось приложить определенные усилия для остужения его амбиций. Алексию удалось выдать замуж Евдокию Суздальскую за Дмитрия Московского. Политический расчет в этом случае пошел всем во благо, после чего на Руси стали появляться дружные многодетные семьи.
Митрополит был активным сторонником развития русского монашества. Он способствовал открытию следующих монастырей: Симонова, Чудова и Спасо-Андроникова. По благословению Алексия на территории Серпухова была возведена Введенская Владычная обитель, произошло возрождение нижегородского Благовещенского и владимирского Цареконстантиновского древних монастырей.
Святитель очень хорошо относился к игумену Сергию Радонежскому, с которым он дружил. Нередко митрополита можно было видеть в гостях у святого. Вместе они обсуждали церковные дела. В качестве своего преемника Алексий видел смиренного и мудрого Сергия. Как-то они беседовали и митрополит заявил, что сделает игумена Радонежского епископом, который впоследствии сможет получить митрополичью кафедру. Но от смиренного Сергия он услышал отказ. После долгих убеждений Святитель сделал вывод, что из-за его настойчивости преподобный поселится в пустыни. Тогда Алексий перестал делать Сергию такое предложение.
Митрополита не стало 12 февраля 1378 года. В качестве места своего упокоения он еще до смерти выбрал Чудов монастырь. Алексий считал, что лежать у алтаря он недостоин, поэтому просил похоронить себя за его пределами. Но у князя Дмитрия Донского на этот счет было иное мнение. По его распоряжению гроб Святителя Алексия поместили в храме рядом с алтарем.
На протяжении 24 лет Русская православная церковь вела свою деятельность под руководством святителя Алексия, который делал все от него зависящее для распространения монашества на Руси. Он создавал и возрождал монастыри. При этом митрополите особо почитался святой Петр. Отдельно следует выделить заслуги Алексия, как крупного государственного деятеля своего времени. Раздробленные подмосковные уделы начали объединяться на основе, заложенной Святителем. По заветам митрополита княжества объединились и изгнали Орду с русских земель. Его печать стояла под многими межгосударственными соглашениями.
Через полстолетия после смерти Алексия его канонизировали. В 1431 году в Чудовой обители шел ремонт, во время которого произошло обретение мощей святого. Сейчас поклониться святыне верующие приходят в московский Богоявленский собор, расположенный на Спартаковской улице, 15. Также помолиться у мощей Святителя можно в Богоявленском кафедральном соборе Елохова.
Праздники, связанные со святителем Алексием, совершаются:
У иконы святого православные христиане просят исцеления от глазных болезней. Святитель Алексия защищает Россию от иностранных завоевателей. Он помогает верующим наладить хорошие отношения с начальством на работе. Небесное заступничество Святителя описано в каноне на обретение его честных мощей: Всем христианом в бедах помощник и граду Москве велий заступник, недугующим врач безмездный, и сущим в нуждах и скорбех готовейший утешитель, и ходатай теплый ко всех Царю, Христу Богу.
О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имя), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа, и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.
Сохранились некоторые рукописи авторства Алексия. Речь идет об Уставе о новых постах, Поучениях христианам нижегородских пределов, Послании и грамотах на Червленый Яр. В сохранившейся духовной грамоте можно прочитать завещание, в котором говорится о передаче принадлежащих Святителю родовых земель Чудовой обители. Алексий отредактировал переведенный на славянский язык Новый Завет, но у современных ученых есть сомнения на этот счет.
Алексия можно назвать единственным священнослужителем – опекуном несовершеннолетнего наследника престола. Благодаря деятельности Святителя на Руси была преодолена междоусобная раздробленность, а после объединения княжеств – разгромлена Орда. Появилось сильное государство с Москвой в качестве центра. В 80-х годах XV века иконописец Дионисий написал икону «Митрополит Алексий», которая сохранилась в подлиннике до наших дней. Вместе с образом «Митрополит Петр» они считаются самыми древними житийными иконами московских святителей.
В честь святого Алексия в России названы некоторые храмы и приходы:
Как записки попадают в храм?
Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.
Ваше пожертвование переводится на счёт храма.
Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.
Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.
Подробнее о сервисе - частые вопросы
Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.
Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.
Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.
Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.
Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.