Амвросий Оптинский

Написать записку

Александр родился в церковной семье: дедушка служил священником, а отец – младшим членом церковного причта. Саша был в семье шестым ребенком. Мальчик отличался непоседливостью, любознательностью и тем не менее замечательно учился. В результате духовное училище он окончил в числе самых выдающихся студентов. В семинарии Александр также показал высокие способности к учению, и люди считали, что юноша обязательно преуспеет в жизни. Он был общительным, компанейским, добрым, благожелательным.

Уход от мирской жизни

При завершении учебы в семинарии Александр столкнулся с серьезной болезнью. Он пообещал себе, что если Бог оставит его в живых, то станет монахом – и излечился.

В 1836 году Александр Гренков завершил обучение в семинарии, однако не спешил исполнять данное Богу обещание. Для него, общительного и жизнерадостного по характеру, монашество выглядело странным. Три последующих года Александр работал учителем у помещика, в духовной школе, много читал и слушал музыку, ходил на пиршества. Внезапно опасная болезнь вновь напомнила о себе. Александр отправился к старцу Илариону в село Троекурово на Тамбовщине, чтобы тот дал ему совет. Старец ответил ему: «Иди в Оптину!» После поездки его решение стать монахом окрепло, однако по возвращении домой ослабло, так как его ожидали книги, уроки, дружеские встречи и другие привычные дела.

Александр почувствовал, что рутина обволакивает его, и принял решение о немедленном отъезде. Он даже не уведомил о своих намерениях начальство, а быстро собрал пожитки и в спешке покинул дом. Прибыв в монастырскую гостиницу, Александр отправил епископу письмо с просьбой уволить и простить его.

По словам О. Амвросия, он в то время думал просто так побыть в монастыре. Но ответ архиерея был таким: если Александр принял решение жить в обители, то лучше уйти с работы. Недопустимо «просто так» пребывать в монастыре: придется или возвращаться к людям, или становиться послушником, и Александр принял окончательное решение.

Новая жизнь

В 1840 году, когда послушнику исполнилось 28 лет, его назначили в скит. Изначально он выполнял обязанности на кухне, а затем стал письмоводителем старца Леонида. Новая работа была менее трудоемкой. Старец вел послушника на путь смирения. Неоднократно Леонид повышал на Александра голос и даже прогонял его прочь. Однако в его отсутствие Леонид часто говорил людям, что тот станет «Великим». А в декабре 1842 года послушник Александр услышал долгожданные слова чина иноческого пострижения: «Что пришел еси, брате, припадая ко святому жертвеннику и ко святой дружине сей?» Александр ответил: «Желаю жития постнического, честный отче!», и с того времени он стал монахом Амвросием. В 1843 году была проведена диаконская хиротония, а спустя пару лет – священническая.

Старчество

В 1860 году умер отец Макарий, и Амвросий выступил его заменой – тогда ему было чуть меньше 40 лет. Как говорила одна барыня, этот монах «все вертелся в келье отца Макария». В то же время позже эта же женщина была вынуждена признать: «Он выше Макария!»

О болезни Амвросия

Все чтящие святого православные знают, что старец тяжело и постоянно болел, однако о том, чем именно, известно немногим. 

Зимой 1845 года Амвросий совершал поездку в Калугу на хиротонию и простудился. С тех пор старец постоянно страдал от неврологических недугов, гастрита, лихорадки. Спустя год его состояние настолько ухудшилось, что он принял схиму «страха ради смертного». Амвросий остался жив, однако был не в состоянии продолжать служение.

С того времени Амвросий помогал старцу Макарию издавать святоотеческие чтения и выполнял обязанности по келье, продолжая уроки смирения. Отец Макарий на укоры и замечания о том, что Амвросий тяжело болеет, говорил, что ему это известно, но без этого «монах ржавеет!» Спустя несколько лет Амвросий дополнительно стал помогать старцу в духовных делах.

Известное высказывание Амвросия

После начала старческого послушания жизнь Амвросия изменилась. Он вставал рано, постоянно молился, ел скромную пищу, принимал людей почти до ночи и заново молился. В то же время Амвросий сделал невиданное: он начал принимать женщин – до того времени им запрещалось заходить в скит. У стен скита была возведена «хибарка» – небольшой дом, куда люди приходили с просьбой отпустить им грехи, исцелиться или получить совет. Поблизости возвели изгородь из жердей – за ней всегда было множество паломников. Проходя мимо них, отец Амвросий всегда выслушивал людей, говорил им слова утешения и благословения, давал хорошие советы. 

Однажды кто-то из паломников спросил его: «Как жить?» Отец Амвросий ответил: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение!»

Как-то раз к Амвросию приехала крестьянка, которая пожаловалась на постоянную гибель индюшек. Окружение старца посмеивалось над «бедой», однако Амвросий осадил их, сказав, что от индюшек зависит вся ее жизнь. После этого отец дал ей советы по хозяйству: женщина прислушалась к ним, и ее птицы больше не гибли.

Так прошли следующие 30 лет жизни старца. До самой смерти он смиренно нес послушание. Скончался он в женской монашеской обители в Шамордино, которую он и основал. В эту обитель Амвросий, сестринский духовник, уехал летом 1891 года. Спустя пару месяцев тяжелый недуг вновь дал о себе знать, и 23 октября 1891 года старец покинул земной мир.

О способностях Амвросия

Отец Амвросий скрывал от людей свои скорби и недуги. Однако в 1998 году эксперты провели осмотр мощей Амвросия, и увиденное подвергло их в шок. Позвоночник старца находился в таком состоянии, что даже малейшее движение вызывало в теле боль. Позвонки подверглись серьезной деформации, позвоночник несколько раз был искривлен. Также известно, что у старца было много внутренних заболеваний. Стало понятно, что обычными человеческими усилиями продолжать жизнь в таком состоянии невозможно.

Но отец Амвросий был воплощением надежды на лучшее будущее для огромного количества прихожан. Он умел подобрать такие слова, что человек сразу переставал печалиться. Многие люди благодаря его советам выходили из самых тяжелых проблем. А у самого Амвросия не раз темнело в глазах от невыносимой боли. Однако он никогда не просил для себя избавления от болезни.

Отца Амвросия привел в монастырь Божий промысел, поэтому он и отдал себя на волю Бога. Возможно, именно этим и объясняется то, как у старца появился крепкий внутренний стержень.

Рассказы о помощи старца

Старец мог исцелить, утешить страдающих, решить многие житейские проблемы. Не раз человек после общения с отцом Амвросием внутренне менялся и начинал смотреть на свою судьбу по-другому.

«Ступай в церковь!»

В 1888 году монахиня Илариона перед праздником святого Николая сильно заболела. Она переживала, что пропустит праздничную службу, и отправилась в кровать. В сновидениях ей привиделся Амвросий: тот стал корить монахиню за ее безотрадность, после чего стукнул ее по голове – да так, что у женщины пошла кровь. После этого Амвросий сказал ей: «Ступай в церковь!» Илариона проснулась и увидела на подушке свою кровь, и ей сразу же стало легче.

Исцеление от Царицы Небесной

К Амвросию привели девушку, которая страдала от больного горла. Сопровождавшая ее женщина упала перед отцом на колени и попросила его об исцелении. Отец Амвросий разгневался (а происходило это редко), сказал женщине уйти прочь, после чего произнес девушке, что не он исцеляет, а Царица Небесная, поэтому обращаться с молитвой нужно именно к ней. Девушка помолилась, и недуг отступил.

Таинственный свет

Окружение старца часто рассказывало о том, что во время молитвы лицо Амвросия освещалось благодатным светом. Порой он даже приподнимался над поверхностью земли. Однажды подобную картину случайно увидела монахиня, которая хотела исповедаться перед Амвросием. Старец запретил ей рассказывать об этом до его смерти.

Встречи с известными людьми

Ф. М. Достоевский три раза приезжал к отцу Амвросию. Позже писатель использовал его образ при описании старца Зосимы в романе «Братья Карамазовы». Но детали их разговора остаются неизвестными.

Приезжал к Амвросию и Л. Н. Толстой. Писатель остался в восторге от встречи с монахом, однако Амвросий тяжело перенес встречу, сказав о Толстом, что тот чересчур гордый.

Книги, письма

С 1850-х годов Амвросий помогал в переводах святоотеческих сочинений – аввы Дорофея, «Лествицы» преподобного Иоанна Лествичника, работы преподобного Максима Исповедника. Также Амвросий выпускал и свои произведения – обычно в виде писем, надиктовывая их за завтраком отцу Клименту (Задергольму). Издательство писем Амвросия началось с XX века, а их переиздание было организовано в 1990-2000 годах в виде трех томов.

Высказывания Амвросия обычным людям

Прихожане удивлялись тому, насколько просто и понятно высказывался Амвросий. Одна паломница сообщила ему об этом, а старец ответил, что этой простоты ему пришлось просить у Бога 20 лет. Также своеобразно Амвросий объяснял, как человеку изменить себя: «Знаешь рожон на корабле? Это шест, к которому привязаны веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку все и тянется, а если взять сразу, то все испортишь от потрясения».

Слова об осуждении

По словам Амвросия, Царство Божие – внутри людей. Если не искать его внутри себя, то человек начинает вращаться вовне, тратить время на разбор чужих дел и недостатков.

Поучение о правиле

«Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости»

История об оптимизме (из воспоминания чада)

«Читая чью-то записку и ответив: «Ничего», – батюшка рассказал, как один священник любил выпить, а нужно было в праздник говорить проповедь. Вот он написал проповедь и принес протопопу ее просмотреть. Протопоп же велел его угостить хорошенько, поднес ему рюмочку, потом другую… сделал вид, что читает проповедь, а между прочим, велел ему завернуть простую бумагу, а проповедь оставил у себя. На другой день после обедни выходит священник говорить проповедь и, начиная словами: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа», развертывает свою бумагу, видит, что там ничего не написано, с удивлением говорит: «Ничего?»… Переворачивает бумагу. «И тут ничего?.. Братия, Бог сотворил мир из ничего»… Да такую проповедь на эту тему сказал, что лучше той, что была приготовлена».

Наставления старца о воспитании 

В сборниках писем старца сохранились его наставления о том, как правильно воспитывать подрастающее поколение.

«Крыловы басни можно оставить до времени, а пока занимать ребенка изучением наизусть некоторых молитв. Символа веры и избранных псалмов, например «Живый в помощи Вышняго», «Господь просвещение мое», и подобных. Главное, чтобы ребенок был занят по силам и направлен к страху Божию. От этого все доброе и хорошее, как и, напротив, праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиною всех зол и несчастий. Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

Псалмы на любые жизненные трудности

Неоднократно старец давал паломникам советы читать псалмы из Псалтири Давида согласно своей индивидуальной ситуации. Небольшие правила были составлены из псалмов и воли в «Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время искушений».

Старец писал: «Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь — прочитывай 101-й псалом.»

О преждевременной смерти детей

Старец непрерывно болел, принимал огромное количество людей, проходил через бесконечный поток писем, однако оставался все таким же благодушным. Когда он умер, то на его надгробии появилась надпись: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу.» (1 Кор. 9:22)

Старец стремился утешить людей, которые столкнулись с бедами и горестями. Он писал письма родителям, чьи дети умерли:

«По немощи человеческой невозможно не скорбеть родителям, которые лишились единственного сына так преждевременно, в таких летах, в таком цветущем возрасте; нельзя, говорю, по всем этим причинам не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие отрадное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного. Этою отрадною мыслью должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на бескровной жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим.»

Попечение о Шамординской обители

В конце XIX века при вступлении в женский монастырь требовалось купить келью или внести взнос. Однако у бедняков такой возможности не было. На помощь им приходили старцы, которые вносили свой вклад в открытие женских обителей. 

С 1870-х годов отец Амвросий много раз благословлял духовных детей на основание женских монашеских общин. В 1884 году он смог получить дозволение открыть женский Казанский монастырь в Шамордино. Настоятельницей была духовная дочь монаха – схимонахиня Софиня. Изначально обитель представляла собой лишь деревянный храм и несколько келий. В начале 1990-х годов монастырь начал развиваться. В старческом возрасте отец Амвросий столкнулся со множеством скорбей от священноначалия: его отношение к монастырю не отличалось доброжелательностью.

Почитание

Местонахождение мощей

Мощи отца Амвросия хранятся в Введенском соборе Оптиной пустыни. Многие люди до сих пор отправляются к ним, чтобы получить утешение и совет даже при обычных бытовых проблемах. Люди знают, что для отца Амвросия не бывает мелких проблем: каждый будет им услышан.

Икона

По словам современников, старец внешне сохранил благообразность, несмотря на возраст. До наших дней дошли многие иконы, портреты и фотографии монаха. Так, известен портрет Амвросия художника Даниила Болотова: на картине старец лежит на подушках. Сразу виден его добрый, светлый и одновременно пронзительный взгляд.

 

 

 

 

 

 

День памяти

23 октября – день памяти отца Амвросия.

Есть и другие важные даты:

  • 10 июля – Обретение мощей
  • 10 августа – Собор Тамбовских святых
  • 23 сентября – Собор Липецких святых
  • 24 октября – Собор преподобных Оптинских старцев

Храмы

В 2000 году Оптинских старцев канонизировали, и с тех пор им начали посвящать храмы. У отца Амвросия 17 церквей, включая храм Амвросиевского скита в Ленобласти. В украинском городе Токмак стоит Амвросиевский монастырь.

Ионно-Предтеченский скит

Скит святого Иоанна Предтечи – место, где зародилось оптинское старчество. Его основали в XIX в. схимонах Иоанникий. Также скитоначальниками Антонием и Моисеем были возведены кельи, храм. При старце Льве и преподобном Амвросии скит достиг наивысшего развития. Ознакомиться с его внешним дореволюционным видом можно в романе «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского.

Советская власть разрушила скит, но впоследствии его реконструировали. Для паломничества он недоступен, женщин сюда не впускают. Однако в определенное время разрешено зайти в келью Амвросия. Четыре раза в год проводятся открытые литургии, в которых участвуют миряне.

Белорусский женский скит

В Белоруссии открыт женский скит, который был построен в честь Амвросия. Он располагается по адресу Гродненская обл., Слонимский р-н, д. Русаково, д. 18. В ските хранится образ иконы Жировичской Божией Матери. В 2005 году началось объединение сестер в общину монахинь. Оптина Пустынь связана с этим местом крепкими духовными узами и выступает покровительством сестричества.

Помощь святого в молитвах

К Амвросию обращаются при любых проблемах. Молиться нужно с верой, уповая на волю Бога. Обычно Амвросия просят об излечении, о помощи детях, о стойкости веры, о поддержке при проблемах, о помощи Родине.

 

Молитва первая

О, великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое, еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред Престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Молитва вторая

О, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, бдениих, молитвах и постех подвизался еси и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

 

Молитва третья

О, всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя, наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в немже мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, низпосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость безконечная, изобильно проистекаемая от Единаго, Всесвятаго и Блаженнаго Источника безсмертия в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.