Богородица

Написать записку

Выберите записку

У Пресвятой Богородицы много имен, которые священнослужители и простые христиане используют во время многочисленных церковных праздников и в своем ежедневном обиходе. Ее называют Богоматерью, Божией Матерью, Девой Марией. У древних греков существовал термин «Феотокос», что означает «родившая Бога». Так они называли Пречистую Богородицу.

Праведные родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, были бездетными. Они постоянно обращались в своих молитвах к Богу, чтобы Всевышний подарил им ребенка. Иоакиму и Анне удалось вымолить у Него дочь.

Также Богородицу именуют Приснодевой и Матерью Господа Нашего Иисуса Христа. Ее называют прекраснейшей, чистейшей, самой лучшей из всего человеческого рода.

У Пресвятой Богородицы много имен, которые священнослужители и простые христиане используют во время многочисленных церковных праздников и в своем ежедневном обиходе. Ее называют Богоматерью, Божией Матерью, Девой Марией. У древних греков существовал термин «Феотокос», что означает «родившая Бога». Так они называли Пречистую Богородицу.

Праведные родители Девы Марии, святые Иоаким и Анна, были бездетными. Они постоянно обращались в своих молитвах к Богу, чтобы Всевышний подарил им ребенка. Иоакиму и Анне удалось вымолить у Него дочь.

Также Богородицу именуют Приснодевой и Матерью Господа Нашего Иисуса Христа. Ее называют прекраснейшей, чистейшей, самой лучшей из всего человеческого рода.

 

Земной путь Богоматери

 

Евангелие содержит ключевые эпизоды, описывающие жизнь и личность Богородицы. В Священном Писании рассказывается о земном бытии Божией Матери только в контексте эпизодов, связанных с Ее божественным Сыном. В Библии вы не найдете описания подробностей Рождения Девы Марии, рассказа о Введении во Храм. В этом Священном тексте не описаны многие события, которые издавна особо торжественно отмечает Церковь, как великие праздники. О них мы узнали из Священного Предания.

Начальные страницы Библии содержат рассказ о самом первом пророчестве о Деве Марии. Оно называется «протоевангелием» — откровением Всевышнего, которое от Него услышали праотец Адам и праматерь Ева. В Книге Бытия говорится: «…семя Жены сотрет главу змея…».

Подробно земная жизнь Пресвятой Богородицы описана в Ее житии, за основу которого взяты древние апокрифические сказания, памятники гомилетики, литературные и гимнографические источники.

Самые ранние сведения о Богородице содержатся в раннехристианских апокрифах, но у подобных книг в научных и церковных кругах нестойкая репутация. Догматика и вероучение не опираются на них. При этом некоторые сюжеты, связанные с описанием жизненного пути Девы Марии, взяли как раз оттуда. В их достоверности служители Церкви не сомневаются. По мере развития христианства в богослужебном годичном круге, в который входят все церковные праздники, появилось несколько самых значимых событий из жизни Божией Матери, позаимствованных из раннехристианских апокрифов.

Гимнографическое творчество святого Иоанна Дамаскина, преподобного Космы Маюмского и святого Андрея Критского, которых Церковь причисляет к святым отцам, в большинстве случаев основано как раз на древних апокрифических книгах. Христиане всегда любили читать рассказы о жизненном пути Пречистой Девы Марии. Интерес к этой теме они не утратили до сих пор.

 

История родителей Девы Марии: Иоакима и Анны

 

Согласно древнему преданию, бездетные пожилые супруги жили на территории города Назарет в Иудее накануне истории, которую описывают разные Евангелия. Старое и новое время были разделены условной границей, которую называют Рождеством Христовым.

Любовь добросердечных, праведных людей Иоакима и Анны к Всевышнему была безраздельной. Они жили ради Бога, строго придерживались всех иудейских законов и традиций. Много лет благочестивые супруги прожили в браке, но дети у Иоакима и Анны долго не появлялись на свет, что их сильно огорчало. Иудейская традиция указывает на то, что бездетные супруги оставлены Богом.

Иоаким и Анна горячо молились. Эти праведники просили у Всевышнего, чтобы он даровал им дитя. Они клялись, что их ребенок будет верно служить Богу. Как-то Анна вышла в сад на прогулку и там чудесным образом встретилась с Ангелом, который принес безгрешной женщине благую весть. Божий посланник рассказал ей о скором рождении младенца, который прославится на весь мир. Иоаким тоже видел Ангела, который известил его о том, что Бог услышал молитвы праведника и в его семье скоро родится ребенок.

 

Рождество Богородицы

 

Иоаким прожил с Анной практически полвека в браке. Только после этого жена забеременела. В их семье появилась девочка. Родители дали дочери имя Мария. Существуют его разные переводы – от «надежды» до «госпожи». Бог предначертал Ей великую судьбу. Она родила Мессию, который явился в наш грешный мир для спасения человечества.

Отец Пресвятой Богородицы, Иоаким, по своему роду принадлежал к колену Иудину. Его дальним родственником был царь Давид. Мать Девы Марии, Анна, относилась к дому Ааронову. Она была связана кровными узами с иудейскими царями и правителями, первосвященниками и праведными ветхозаветными патриархами.

Согласно церковной традиции, празднование Рождества Богородицы происходит 21 сентября.

 

Введение во храм

 

После рождения дочери благочестивые престарелые супруги были безгранично благодарны Всевышнему. Они решили задобрить Его традиционными жертвами. Мать Марии поклялась, что ее дочь не станет своими ножками на землю до того, как побывает в доме Божием.

По решению Иоакима и Анны трехлетняя девочка должна была впервые приблизиться к таинствам Божиим в храме. По мнению ее родителей, пришел час для исполнения обещаний, данных Анной Богу. Маленькую Марию по дороге к храму сопровождала торжественная процессия. Впереди виднелась храмовая лестница. Дойдя до первой ступени, отец и мать поставили дочь на первую из них. Маленькую девочку не испугала высота (храмовая лестница состояла из пятнадцати ступенек). Существует предание о чуде, которое поведал блаженный Иероним Стридонский: Мария самостоятельно преодолела крутую лестницу. Родители ее не поддерживали.

В храме необычную девочку встретил первосвященник Захарий, сыном которого будет святой Иоанн Креститель. Господь послал его навстречу Марии, которой он разрешил побывать в алтаре, куда женщины никогда ранее не допускались. Сам Промысел Божий уготовил для Марии высокую судьбу.

Дочь Иоакима и Анны ходила в храм на учебу. Священники проводили богослужения в вышитых Ею ризах. Существует предание о том, что питалась Мария пищей, принесенной Ей Ангелом.

4 декабря христиане отмечают двунадесятый церковный праздник, посвященный Введению во храм Пресвятой Богородицы.

Дочь Иоакима и Анны жила при доме Божием до 12-летнего возраста. В те времена существовала традиция, что такая юная особа должна вернуться домой и начать готовиться к замужеству. Мария же объявила священникам, что останется девственницей по данному Ею Всевышнему обету. Нарушать его дочь Иоакима и Анны не собиралась. Священники посоветовались и решили, что Дева будет обручена с благородным престарелым мужем, который станет Ее покровителем и возьмет на себя заботу о Ней.

В храм явились мудрейшие мужья. Всего их было 12. После бросания жребия им следовало выяснить, что решил Господь. У них при себе находились посохи, которые они разложили на жертвеннике и стали молиться. Каждый просил Бога выбрать именно его. Молитва была окончена, после чего состоялась раздача посохов. Праведному старцу Иосифу был знак в виде белого голубя, сидевшего на его посохе. Этот мужчина оказался Божиим избранником, которого Всевышний сочетал небесным браком с Девой. Мария перебралась в Назарет, где жил Иосиф. Она усердно трудилась и часто молилась.

 

 

Благовещение

 

В Новом Завете рассказывается о том, как на встречу с Богородицей явился архангел Гавриил. Этой истории дали название Благовещение. Ее во всех подробностях описал евангелист Лука. Вестник Бога встретился с Девой Марией для передачи Ей откровения о том, что в недалеком будущем Она родит Спасителя рода человеческого. В предании сказано, что перед встречей с архангелом Гавриилом Она занималась чтением книги, которую написал пророк Исайя. Дочь Иоакима и Анны начала молиться, прося Господа разъяснить Ей загадочные слова: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Об этом сказано в стихе четырнадцатом главы седьмой Книги пророка Исайи.

Многие иконы Богородицы содержат изобразительную трактовку распространенного сюжета, присутствующего в апокрифическом Евангелии от Иакова. В нем говорится о новой багряной завесе, созданной Девой Марией, которую она передала храму. В этом сюжете есть несколько особых смыслов, например, как было сотворено Тело Спасителя, в котором присутствует пречистая кровь Пресвятой Богородицы. Саму храмовую завесу ассоциируют с преградой алтаря, иконостасом. Это символ связи земного и небесного бытия.

Когда пречистая Дева Мария молилась, Ей явился Ангел. Евангелист Лука так описал этот случай: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус..».

После получения откровения Мария с кротостью согласилась, что на все воля Божия: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».  Об этом сказано в Евангелии от Луки. Затем муж Девы, Иосиф, увидел Ангела, который начал его учить, как принимать собственную супругу без смущения.

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Церковь отмечает 7 апреля.

 

Встреча Марии и Елисаветы

 

Эта история является важной вехой в житии Божией Матери. Однажды Дева Мария встретила свою беременную родственницу, праведную Елисавету (в будущем у нее появится сын – Иоанн Предтеча, Креститель Господень). Эта женщина зачала ребенка, как и святая Анна, будучи престарелой и «неплодной». Супруга Елисаветы звали Захарием. Их семья жила на территории Иуты с левитами. В этот город навестить свою родственницу прибыла Дева Мария.

В Евангелии от Луки говорится, что встретились две матери. На Елисавету сошел Святой Дух. Она почувствовала это по поведению «взыгравшего» младенца в своей утробе. Многочисленные поэтические творения, посвященные Пресвятой Богородице, содержат повторение знаменитых слов, произнесенных Елисаветой: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!».

Евангелист Лука пишет, что Божия Матерь тогда произнесла в молитве пророческие слова: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его; явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века».

Приблизительно в течение трех месяцев Захарий и Елисавета принимали у себя в гостях Пречистую Деву Марию. Затем она отправилась домой. В Назарете ее ждал Иосиф.

 

Рождество Христово

 

Рождение Спасителя в Библии описано довольно лаконично, хотя все знают, что для христианского мира это события относится к главным церковным праздникам. Иисус Христос появился на свет, чтобы выполнить свою главную миссию – спасти человечество. Рождество Христово описано евангелистами Лукой и Матфеем, канонические тесты учеников Господа определенным образом дополняют друг друга.

В те времена в Палестине царствовал император Август, а в Иудее – Ирод. Первый из них принял решение о проведении переписи своего народа. Евреи должны были находиться в тех городах, где было положено начало их роду.

Дева Мария с Иосифом оказались в Вифлееме, откуда был родом предок их семьи царь Давид. В то время в этом городе находилось много приезжих людей. Святое Семейство не могло найти себе место ни в какой из вифлеемских гостиниц. По этой причине они долго искали, где остановиться. Дева Мария и Иосиф нашли хлев, в котором был загон для домашней скотины. Это место стало известно на весь мир благодаря чуду, которое там произошло. В хлеву на свет появился Господь, Который спасет мир.

Во время рождения Ребенка Мария совсем не страдала, как другие женщины при родах. Божия Матерь Сама приняла родившегося Младенца, а после пеленания Он лежал в яслях. В хлев, где Мария родила Спасителя, пришли Волхвы, чтобы поклониться Рожденному Сыну Бога.

За многие века Рождество Христово стало поводом для формирования обширнейшей художественной и литературной традиции. Оно любимо и почитаемо в нашей стране, что подтверждают многочисленные иконописные изводы, на которых изображено это чудесное событие.

Восточная православная Церковь распространила древнее предание, в котором рассказывается, что волхвы пришли поклониться Новорожденному Господу после того, как произошло Сретение. Обманутому волхвами царю Ироду очень хотелось уничтожить этого Ребенка.

В другом предании о волхвах описано Святое Семейство, которое скрывалось в Египте. Позже Иосиф увидел сон, благодаря которому он узнал от Ангела, что Ирод мертв. После этого Святое Семейство снова поселилось в Иудее.

 

Сретение

 

После 40-дневного периода с момента Рождения Иисуса Христа Дева Мария, как и другие иудейские женщины, приняла участие в традиционном обряде очищения. В храме Божия Матерь совершила жертвоприношение Всевышнему. Поскольку семья Иосифа и Марии жила скромно, то дарами Богу стали «две горлицы и два птенца голубиных».

Сретение (Встреча) описана в Евангелии от Луки. Согласно древнему обычаю, священник приветствует пришедшую в храм роженицу, принимает у женщины малыша, подносит его к алтарю и поднимает ввысь, что символизирует вручение новорожденного Всевышнему. Маленький Христос оказался в руках необычного человека – старца Симеона, для которого храм был домом. Этого толковника причисляли к 70-и ученым мужам, занимавшимся греческим переводом Святого Писания (Септуагинты – Библии, греческий вариант которой приказал подготовить царь Птоломей).

В предании сказано, что во время работы над переводом книги, написанной пророком Исайей, Симеону особо запомнилась одна цитата: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он засомневался и собирался начать исправление текста, но Всевышний приготовил ему встречу с той самой Девой и тем самым Младенцем.

В житии Димитрия Ростовского говорится, что Симеон дожил до своего 360-летия, чтобы увидеть, как на его глазах исполнится пророчество. Когда он встретил Деву Марию и Младенца Иисуса Христа, то произнес знаменитую молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Старец обратился к Божией Матери, так как предвидел будущее Богородицы со всеми муками во время распятия Спасителя: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу». В предании сказано, что Дева Мария видела распятие Христа, Господа в гробу и Его явление после того, как Сын Человеческий Воскрес. На Ее глазах Господь Вознесся на Небо. Любая икона Сретения имеет изображение Богородицы.

Книга «Деяния» содержит описание 40-дневного ожидания Божией Матери и учеников Христа, после чего на них произошло схождение благодатного огня – свершилась Пятидесятница.

 

Успение Пресвятой Богородицы

 

В «Сказании об Успении Святой Богородицы» рассказывается о том, что архангел Гавриил предсказал скорую кончину Божией Матери. Но Пречистая Дева Мария не огорчилась. Она знала, что на Небесах Ее ждет возлюбленный Сын и Господь.

Следует сказать о другом чудесном событии, которое произошло перед окончанием земной жизни Богородицы. В доме Пречистой Девы собрались ученики Спасителя, которые ранее разошлись по разным странам, где они проповедовали Слово Божие. На иконах, посвященных этому событию, изображается явление Иисуса Христа, который забирает с собой душу Своей Матери. Существует предание о том, что обретения тела Богоматери так и не произошло. Пречистую Деву не похоронили в могиле. Ее мощи также не были обретены.

Праздник Успения Церковь отмечает 28 августа. Он связан с единственным ежегодным постом в честь Божией Матери, который христиане выдерживают накануне этого праздника. Он начинается 14 августа и длится две недели.

Выражением литургического почитания Пресвятой Девы Марии можно назвать всецерковное, «всемирное» празднование важных дат, связанных с земным существованием Божией Матери, а также всеобщее упование на Богородицу. Об этом можно судить по печальному дню Успения, который христиане отмечают, как теплый церковный праздник.

Прославляют Пречистую Деву Марию в самых разнообразных формах. Любая литургия проходит с поминовением Богородицы. Ее имя содержат практически все ектении и отпусты на постоянной основе. Малый суточный круг чинопоследования вместе с келейными правилами невозможно себе представить без гимнографии и молитв к Божией Матери, которые являются важной частью богослужений.

 

Дни памяти

Из двунадесятых праздников («Додекаортон») Богородице посвящено четыре:

  • Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября (8 сентября)
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы — «Изодос», 4 декабря (по старому стилю: 21 ноября)
  • Благовещение Пресвятой Богородицы — «Евангелизмос», 7 апреля (по старому стилю: 25 марта)
  • Успение Пресвятой Богородицы — «Кимезис», 28 августа (по старому стилю: 15 августа)

В число Богородичных праздников также входят:

  • Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, 22 сентября (по старому стилю: 9 сентября)
  • Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии, 22 декабря (по старому стилю: 9 декабря)
  • Успение праведной Анны, 7 августа (по старому стилю: 25 июля)
  • Собор Пресвятой Богородицы — «Синакси», 8 января (по старому стилю: 26 декабря)
  • Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября (по старому стилю: 1 октября)
  • Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, 15 июля (по старому стилю: 2 июля)
  • Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии, 13 сентября (по старому стилю: 31 августа)

Иконы Богородицы

Божию Матерь относят к самым древним образам, составляющим христианскую иконографию. Тип первых фресковых икон с изображением Пречистой Девы Марии называется Орантой (Стеной Нерушимой). Местом их обнаружения стали римские катакомбы. Принято считать, что они были созданы во втором или третьем веке нашей эры.

Создателем первых икон Богородицы является евангелист Лука. На их основе написали многочисленные списки, отражающие отдельные нюансы чудес и догм, благодатных качеств Пречистой Девы Марии.

 

Молитвы к Божьей матери

Богородице Дево, радуйся

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю, Благослове́нна Ты в жена́х и благослове́н Плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

 

Достойно есть

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

 

Царице моя Преблагая

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак Пресвятой Богородице

Не и́мамы ины́я по́мощи, / не и́мамы ины́я наде́жды, / ра́зве Тебе́, Влады́чице. / Ты нам помози́, / на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хва́лимся. / Твои́ бо есмы́ раби́, да не постыди́мся.

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.