Время жизни князя – темные времена для Руси. Братоубийственная война практически никогда не заканчивалась и только личное мужество князей, и военная выучка дружин могли обеспечить приличное существование. Практически сразу начался делёж отцовских земель: Василий посматривал на земли братьев из-за могучих стен Новгорода, Дмитрий мечтал расширить владения Костромы, Андрей – своего Переяславля. Борьба с сильными братьями из скромного удела заранее казалась проигранной – сильный побеждает слабого. Но князь Даниил нашел, что противопоставить в этой смертельной борьбе и повернул все в собственную пользу — «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21: 42)… История христианства – история борьбы с невежеством, гонениями и унижением. Нескольким рыбакам из далекой римской провинции, на заре времен, удалось противостоять вселенскому злу и преследованию язычниками. Столетия скитаний и унижений только укрепили веру и в конечном счете закончились установлением справедливости и покоя. Подобно старцу Филофею, провозгласившем Москву «Третьим Римом», мы находим откликающиеся сюжеты двух историй. Первые попытки Даниила наладить мир на Руси относятся к 1282 г., когда князю пришлось участвовать в коалиции против своего брата. То тогда, под стенами Дмитрова Даниил вынудил князей подписать мир и остановить войну. И даже когда через 11 лет на Русь пришла Дюденева рать, во главе с братом Даниила Андреем, мечом и огнем брала русские города, не пожелал святой князь обрекать свой народ на погибель и самолично вынес ключи от Москвы. Разорения избежать не удалось, кровь невинных лилась, но то было на совести ордынских татар. После разорения Москвы ее рост усилился, княжество начало набирать мощь. В 1300 г. войско Даниила разбила союзную рать татар и Рязанского княжества. При этом князь проявил себя в высшей степени благородно – добычу брать не стал, не поддался искушениям бойни. Через два года под крыло князя перешла Переяславская земля, богатая как ресурсами, так и людьми. Главный же город-крепость Переяславль-Залесский отличался неприступностью и надежностью. Однако центр княжества оставался в скромной Москве… Из Жития князя, составленного митрополитом Платоном, нам известно об особой любви Даниила к Москве: «Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю». Далее Московский митрополит вспоминает отрывок из Ветхого Завета, когда гонимый израильтянами Илья Пророк молил Господа явиться ему, на что получил ответ: «Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19: 11–12). Великие дела, совершенные Даниилом, были не результатом его кровопролитной политики по отношению к братьям, не явились следствием обнищания народа и не стали результатом сговора с иноземцами. Тихий нрав и кротость стали и оружием, и щитом. Бог не в силе, а в правде. Спустя столетия, во времена царствования Ивана III, явился святой Даниил юноше, придворному великого князя и передал такие слова: «Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». В час отчаяния и смуты, когда враг стоял на пороге, а приближенные хотели только обогащения, гордо зареял стяг с начертанием «Не забыл меня Бог»… Именно под этим стягом будут совершены грандиозные деяния, Русь обретет единство, а народ перестанет оплакивать павших воинов. И над всем этим слова московского князя Даниила. Благоверный князь Даниил жил как подобает истинному христианину. Проявленные им мужество, отвага, стойкость не только по отношению к врагам, но и к друзьям, стали примером не для одного поколения правителей, политиков и военачальников. Но и простой, обычный человек обращается к истории князя, когда следовать принципам оказывается сложнее, чем оставить убеждения, когда любовь подвергается сомнению, а душа мечется в поисках более радикальных решений. История Даниила очередное доказательство важности и несокрушимости любви Христовой, ведь «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).
Дни памяти
- 12 сентября – Обретение мощей
- 17 марта
- 3 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
Молитвы благоверному князю Даниилу Московскому
Чаще всего к святому князю обращаются при покупки и продажи недвижимости. Святого Даниила просят также помочь найти достойную работу. Особым покровительством Московского князя пользуются защитники Отечества.
Молитва 1‑я
О, уго́дниче Бо́жий, святы́й благове́рный кня́же Дании́ле, са́да Христо́ва благово́нный цве́те, не́ба церко́внаго кро́ткая звездо́, земли́ на́шея небе́сный у́ме, гра́да Москвы́ и держа́вы на́шея му́дрый зда́телю. Те́плый к Бо́гу моли́твенниче, ско́рый в по́мощи, ми́лостивый в ну́ждах, к тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: бу́ди предста́тель наш пред Престо́лом Бо́жией сла́вы неусы́пный. Собери́ нас друг ко дру́гу, да печа́ли бли́жняго своего́ ки́йждо любо́вию нелицеме́рною приобща́ется. Онебеси́ ум наш, да, и́го тя́жкое земны́х попече́ний отве́ргше, бре́мя ле́гкое Христо́ва Ева́нгелия возлю́бим. Откры́й о́чи на́ши, да у́зрим нетле́нную красоту́ Госпо́дню и да не отчужде́ни бу́дем жи́зни Бо́жией. Ти́хость Ду́ха Бо́жия да соблюде́т се́рдце на́ше. Весна́ покая́ния да укра́сит дела́ на́ша. Кня́же ми́лостивый и ще́дрый, сохрани́ страну́ на́шу, град твой и зде моля́щихся тебе́ от вся́кия напа́сти, от враг ви́димых и неви́димых, от губи́тельства и гла́да, от междоусо́бныя ра́спри и внеза́пныя сме́рти. Отве́рзи нам две́ри милосе́рдия Бо́жия и изба́ви нас от вся́каго зла. Под кре́пкий покро́в благосты́ни твоея́ прибега́юще, мо́лим: бу́ди нам ти́хое приста́нище в ско́рбех. Остени́ нас моли́твами твои́ми. Соблюди́ нас от паде́ний грехо́вных и заблужде́ний, да се́рдцем сокруше́нным, ду́хом смире́нным в печа́ли и ра́дости вы́ну зове́м: Го́споди, предста́тельством преподо́бнаго Твоего́ поми́луй нас. Ами́нь.
Молитва 2‑я
Це́ркве Христо́вы похвало́ высо́кая, гра́да Москвы́ стено́ необори́мая, держа́вы Росси́йския Боже́ственное утвержде́ние, преподо́бне кня́же Дании́ле. К ра́це моще́й твои́х притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас, па́мять твою́ воспева́ющих и с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое́ хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром страну́ на́шу, гра́ды и ве́си ея́ и оби́тель сию́ до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех твои́х насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я; всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твами твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х Свои́х Христа́ Бо́га на́шего во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3‑я
О, преподо́бне кня́же Дании́ле, к ико́не твое́й притека́юще, усе́рдно мо́лим тя: при́зри на нас (имена), с ве́рою под кров моли́тв твои́х прибега́ющих. Проле́й те́плое твое хода́тайство ко Спа́су всех, я́ко да утверди́т ми́ром прихо́д сей и храм сей до́бре да сохрани́т, благоче́стие и любо́вь в лю́дех правосла́вных насажда́я, зло́бу же, междоусо́бие и нра́вов развраще́ние искореня́я; всем же нам вся блага́я ко вре́менному животу́ и ве́чному спасе́нию да́руй моли́твами твои́ми, я́ко да прославля́ем ди́внаго во святы́х свои́х Христа́ Бо́га на́шего вку́пе со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Иконы Даниила Московского