Мартирий как литературный жанр появился в Византии. Для данной церковной литературы было характерно сочетание агиографии и беллетристики. Составители мартириев следовали определенной сюжетной схеме и, конечно, основной акцент делали на мученичестве. Более того, в мартириях упоминались сны, мысли, переживания святых. Ученые, однако, не признают мартирии как серьезные исторические источники, поскольку хронология событий и историческая реальность в большинстве мартириев полны противоречий и недостаточно понятны. Разумеется, верующему человеку важна не столько биография того или иного святого, сколько то, что в житии подчеркиваются любовь к Господу и самоотверженность за веру в Него. Для христианина такой человек – нравственный ориентир, пример для подражания. Однако узнать о жизни почитаемых святых все же очень интересно. И вот что мы известно о жизни Екатерины Александрийской.
Где хранится информация о святой Екатерине?
Главными источниками считаются мартирии, написанные следующими авторами:
- Афанасий (Анастасий) – стенограф и слуга Екатерины. Мы не можем знать, действительно ли он осуществлял эту деятельность и правда ли был автором жития, но авторство одного из матририев приписывается ему.
- Симеон Метафраст, преподобный православный святой, византийский писатель.
- Анонимные авторы. Таких мартириев – три.
- Анастасий Протасикрит, написавший «Похвальное слово Екатерине».
Самые ранние мартирии были написаны в VI-VII вв. Несколько веков спустя они стали основой ряда агиографических сочинений о святой. В этих сочинениях житие Екатерины Александрийской было дополнено новыми деталями. К примеру, лишь в XIV в. было впервые описано обручение Екатерины с Небесным Женихом. Год, когда 18-летняя святая родом из Александрии Египетской совершила мученический подвиг, был в промежутке между 305 и 312 гг. Получается, родилась она между 287 и 294 гг. Предполагается, что происхождение Екатерины было знатным и что ее отец Конст был александрийским проконсулом. Однако о человеке с именем Конст в списке проконсулов тех лет не сказано. Есть версия, что Екатерина была потомком греческих царей Египта. К слову, имя святой имеет греческое происхождение и означает «всегда чистая». В некоторых источниках сказано, что, возможно, у Екатерины было языческое имя Доротея, однако достоверные свидетельства этому отсутствуют. Современник Екатерины Евсевий Кесарийский, написавший «Церковную историю», в своем труде упоминает безымянную мученицу. История этой мученицы идеально совпадает с биографией Екатерины. Также там сказано, что неизвестную мученицу не казнили, а отправили в ссылку. В латинском переводе римского церковного писателя Руфина Турания фигурирует женщина с именем Доротея. Историк церкви Цезарь Бароний, живший в XVI в., предполагал, что святая могла умереть мученической смертью после того, как вернулась из ссылки.
Жизнь до крещения
Екатерина имела все, о чем мечтали многие: она была из знатного рода, получила хорошее образование, обладала материальными богатствами, удивительной красотой, глубоким умом. Все это было у нее в изобилии. В житии, написанном святителем Димитрием Ростовским, сказано, что Екатерина «изучила творения всех языческих писателей и всех древних стихотворцев и философов… хорошо знала Екатерина сочинения мудрецов древности, но она изучила также сочинения знаменитейших врачей, кроме того она научилась всему ораторскому и диалектическому искусству и знала также многие языки и наречия». Как было принято по тем временам, родители девушки спешили выдать ее замуж. Без мужского внимания она не оставалась, однако отказывала женихам, говоря, что хочет выйти лишь за того, кто будет знатнее, богаче, красивее и умнее ее. Вряд ли она была такой гордой: имея необычайный ум, Екатерина, вероятнее всего, осознавала, что не будет счастлива в неравном браке, каким бы богатым ни был ее жених. Вот она и предпочла остаться девственницей.
Таинственное обручение
Мать Екатерины, будучи тайной христианкой, привела дочь к сирийскому монаху – своему духовному отцу. Он рассказал девушке, что Юноша, превосходящий ее во всем, существует. Под Юношей старец имел в виду Иисуса Христа. Монах дал Екатерине икону, на которой была изображена Дева Мария с Младенцем Иисусом, и научил девушку молиться. По совету старца Екатерина попросила Богородицу показать ей Ее Сына. В ту ночь девушка увидела Деву Марию с Младенцем Иисусом, который отворачивался от некрещеной особы. Этот сон послужил поводом для крещения Екатерины. В поздних редакциях жития сказано, что потом она увидела тот же сон, но теперь Иисус смотрел на нее ласково и одарил девушку перстнем в знак обручения. Утром случилось чудо: проснувшись, она увидела, что перстень был у нее на пальце.
Свидетельница веры
В Александрию в честь языческого праздника приехал римский император. Его имя точно неизвестно, поскольку тогда в Риме одновременно управляло четыре императора, и в 305-312 гг. империей правило целых девять (!) императоров. Большинство историков считает, что это был Максимин, Максимиан или Максенций: похожие имена могли запутать ученых. Вероятнее всего, прибывшим императором был Максимин II Даза (Дайа). Историки склоняются к этому мнению потому, что он был цезарем, а потом августом восточной территории Римской империи. Кроме того, в истории он наиболее известен как крайне жестокий антихристианский правитель. Горячая вера Екатерины заставила ее пойти к императору и попытаться убедить его в том, что языческая вера ложная, а истинной является вера в Христа. Поскольку девушка принадлежала знатному сословию, она имела право прийти во дворец, что она и сделала. Ее красота и умные рассуждения настолько поразили императора, что ему пришлось пригласить к себе пятьдесят самых мудрых философов и риторов, призванных убедить ее вернуться к язычеству. Но и они потерпели поражение в споре: Екатерина легко доказала ничтожество римских языческих богов. В результате ученых приговорили к казни. Перед тем, как их начали сжигать на костре, они приняли христианство. Многие люди, увидев, что их останки не тронуты огнем, тоже поверили в Иисуса.
Мученический подвиг
Император по-прежнему пытался убедить Екатерину отречься от христианства и принести жертву языческим богам. Однако она категорически отказалась. Поэтому ее начали подвергать пыткам, а потом заперли в темнице. В течение 12 дней она получала еду от голубя, а потом сам Иисус, окруженный ангелами, явился ей, чтобы дать ей сил перед дальнейшими страданиями. Между тем, жена императора, узнав о том, насколько мудра и добродетельна Екатерина, ночью тайно пришла к ней в темницу. Супругу императора сопровождали военачальник Порфирий и отряд солдат. И она, и все ее сопроводители, поговорив с Екатериной, уверовали во Христа. Для устрашения мученицы, между тем, было сооружено орудие пытки: на ось было насажено четыре деревянных колеса, которые были утыканы железными остриями. Окружавшие девушку вращающиеся колеса должны были разорвать ее тело, однако она не отреклась от христианства. Согласно житию, невидимая сила разбила это орудие пытки, а колеса, разлетевшиеся в разные стороны, убили тех, кто пришел посмотреть на жестокую казнь. После этого супруга императора публично обличила его и приняла христианство вместе с Порфирием и воинами. Все они были подвергнуты страшным мукам, а потом обезглавлены. В церковной литературе она представлена как мученица Августа, но на самом деле это не имя, а титул, то есть – жена августа. Поскольку у нее был этот титул, скорее всего, императором был Максимин, потому что у Максенция не было титула августа, а Максимиан умер раньше своей жены Евтропии. Жестокий император не унимался. Он решил применить другую стратегию – соблазнить Екатерину лаской. Он поставил ей условие: если она откажется от христианской веры, она станет его наложницей или даже законной женой. Кстати, Максимин был известен как крайне распутный человек. Целомудренная Екатерина возмущенно отвергла его предложение, и разгневанный император дал приказ обезглавить ее мечом. Мученица, молясь о спасении души, положила голову на плаху. Согласно житию, из раны обезглавленной девушки вместо крови потекло молоко, а ангелы отнесли тело Екатерины на вершину Синая.
История почитания
Прошло три века, и иноки Преображенского монастыря, построенного императором Юстинианом, повинуясь видению, взобрались на гору Синай и отыскали там мощи мученицы Екатерины – главу и левую руку, на палец которой было надето кольцо, данное ей Иисусом. Монахи перенесли нетленные останки в обитель. Сейчас мощи находятся в главном храме монастыря святой Екатерины (бывшего Синайского монастыря). Часть мощей хранится в алтаре католикона, часть – в левом нефе храма. Верующие всегда могут прийти в храм и помолиться святой Екатерине. Впервые мученица Екатерина упомянута в «Типиконе Великой церкви» IX-XI вв. В IX в. преподобным Феофаном Никейским и иноком Вавилом был создан ряд великолепных песнопений в честь Екатерины. Эти песнопения и по сей день исполняются в день преставления святой великомученицы. Более того, в честь мученицы Феофан написал канон, акростих которого следующий: «Екатерину приснопамятную песньми пою…»
День памяти
- День памяти – 7 декабря по новому стилю, 24 ноября – по старому.
- 19 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных
Иконы и картины
Первые изображения мученицы, которые сохранились до наших дней, были созданы в VIII-IX вв. В православных храмах Екатерина изображена в одеянии царской дочери. На ее голову надет венец, а в правой руке святая держит крест. На некоторых изображениях Екатерина опирается на колесо и держит в руке пальмовую ветвь. Иконография «Обручение великомученицы Екатерины» сложилась в XVIII в. под влиянием западных примеров изображений святых.
Молитвы святой Екатерине
К святой великомученице Екатерине обращаются с молитвой о помощи:
- в любви и замужестве,
- о даровании детей,
- о трудных родах.
О, свята́я Екатери́но, де́во и му́ченице, и́стинная Христо́ва неве́сто! Мо́лим тя чрез особли́вую благода́ть, е́юже предвари́ тя Жени́х твой, Сладча́йший Иису́с: я́коже посрами́вши пре́лести мучи́теля, му́дростию твое́ю пятдеся́т вети́й победи́ла еси́ и, напои́вши их Небе́сным уче́нием, к све́ту и́стинныя ве́ры наста́вила еси́, та́ко испроси́ и нам о́ную Бо́жию му́дрость, да и мы, расто́ргнувше вся ко́зни а́дскаго мучи́теля и презре́в ми́ра и пло́ти собла́зны, досто́йны яви́мся Боже́ственныя сла́вы и к разшире́нию святы́я на́шея правосла́вныя ве́ры сосу́ды досто́йны соде́лаемся, и с тобо́ю в Небе́сной ски́нии Го́спода и Влады́ку на́шего Иису́са Христа́ хва́лим и прославля́ем во вся ве́ки. Ами́нь.
Молитва 2-я великомученице Екатерине Александрийской
О, свята́я де́во и му́ченице Екатери́но! Мо́лим тя: при́зри на бе́дствия нас, гре́шных раб Бо́жиих (имена), сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Поспеши́ нам моли́твами твои́ми побежда́ти плотска́я похоте́ния, к ми́ру пристра́стие и ко́зни злых духо́в, на нас зло́бно вою́ющих; да твои́м предста́тельством во дни жития́ сего́ свобо́дни яви́мся от вражде́бных их нападе́ний и по исхо́де от возду́шных их истяза́ний. О прему́драя де́во! Да́руй нам вся я́же к по́льзе проше́ния, мо́жеши бо мно́гая испроси́ти у Возлю́бленнаго Жениха́ твоего́, Христа́ Бо́га на́шего. Мы ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́емая бла́гостию Милосе́рдаго Бо́га, Ему́же сла́ва, честь и благодаре́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 3-я великомученице Екатерине Александрийской
О, свята́я великому́ченице Екатери́но, избра́нный чистоты́ сосу́де, сто́лпе правосла́вия, наде́жная предста́тельнице на́ша, яви́вшая нам сама́ вину́ умоля́ти тя, подви́жнице зако́нная, свята́я на святе́й горе́ свя́то почива́ющая! Мо́лим тя: прини́кши свы́ше, вонми́ гла́су моле́ния на́шего, при́зри на бе́дствие рабо́в твои́х, просвети́ омраче́ние ума́ на́шего, сотвори́ нас го́рняя му́дрствовати, а не земна́я. Поспеши́ нам моли́твами твои́ми побежда́ти плотска́я похоте́ния, пристра́стия к ми́ру и ко́зни злых духо́в, на нас зло́бно вою́ющих: да твои́м предста́тельством во дни жития́ сего́ свобо́дни бу́дем от вражде́бных их нападе́ний и по исхо́де от возду́шных их истяза́ний. О, прему́драя де́во! Да́руй нам вся, я́же к по́льзе проше́ния: мо́жеши бо мно́гая испроси́ти у возлю́бленнаго Жениха́, Христа́ Бо́га на́шего. Мы ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва пра́веднаго, поспешеству́емая благоутро́бием милосе́рдаго Бо́га, Ему́же сла́ва, честь и благодаре́ние всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.