6 мая (23 апреля по старому стилю) в IV в. нашей эры жестоко был казнен великомученик Георгий Победоносец. Православные всего мира отдают в этот день дань памяти святому покровителю воинов.
Выберите записку
6 мая (23 апреля по старому стилю) в IV в. нашей эры жестоко был казнен великомученик Георгий Победоносец. Православные всего мира отдают в этот день дань памяти святому покровителю воинов.
Согласно жизнеописанию Георгия Победоносца, он родился в городе Берит (сегодня – Бейрут), который стоял у подножия Ливанских гор. Родился Георгий в христианской семье, у родителей богатых, но благочестивых. По достижению необходимого возраста, поступил на военную службу, где его и заметил его будущий патрон и «палач». Среди прочих воинов императора Диоклетиана, Георгий выделялся не только крепкой физической силой, но и не менее развитыми умом, красотой, храбростью и смекалкой. Получая все новые воинские звания, Георгий Победоносец становится лучшим полководцам и любимцем императора Диоклетиана. Но вскоре в стране начались гонения на христиан – император был человеком неординарным, даже талантливым, но был приверженцем языческой веры и предлагал Георгию отречься от Христа. Лучшие из правителей, когда становятся заложниками собственного высокомерия, входят в историю как тираны и деспоты. Так и произошло с Диоклетианом. Явившись в Сенат, Георгий публично заявил, что является христианином и от веры своей не откажется. Все свое имущество, доставшееся ему после смерти родителей, он раздает бедным, своих рабов отпускает на волю, и придя ко двору Диоклетиана, обличает его в нечеловеческой жестокости и несправедливости. Никакие доводы разума, приводимые в этой речи Георгия, не подействовали на Диоклетиана, напротив – он еще больше озлобился и приказал пытать Георгия, покуда тот не откажется от своей веры. Это были страшные 8 дней – Диоклетиан вместе с палачами изощрялись в жестокости – в Георгия втыкали колья, его привязывали ко столбу и клали на грудь тяжелый камень, его пытали с помощью колеса, утыканного мечами, его бросили в яму с гашенной известью, а после перебили ноги и руки. Но и этого оказалось недостаточным – кости срастались, кожа заживала за ночь, а кол, поранивший Георгия, превратился в соломинку. Палачи заставили бежать его в раскаленных железных башмаках, пить яды, но вместо смерти Георгий начал творить чудеса – он оживил павшего вола, воскресил умершего, изгнал беса из статуи Аполлона. Только после этого, не по приказу, а по собственной воли, положил голову на плаху. Георгий Победоносец был причислен к лику великомучеников за его стойкость и страдания во имя веры христовой. Сама приставка «Победоносец» символизирует мужество, храбрость, стойкость перед испытаниями и дает надежду на заступничество всем нуждающимся. Мощи и голова великомученика долгое время были разделены – они находились в храмах Лидда и Рима, но храмы эти носили имя Георгия Победоносца. Всем известное изображение Георгия Победоносца, восседающего на белом коне и поражающим копьем змея, есть ничто иное как отражение предания об одном из посмертных чудес великомученика. Вариантов интерпретации этого чуда несколько, но самое популярное сводится к следующему: в озере, расположенном недалеко от места рождения Георгия, поселился змей, пожирающий людей. Местные жители, суеверные и не расправившиеся с языческими предрассудками, стали приносить этому чудовищу жертвоприношения, подобные тем, которыми умилостивили в свое время минотавра. Когда же пришла очередь дочери местного правителя, ее, как и остальных привязали ко столбу и оставили на съедение змею. Но когда тот приблизился к девушке, появился прекрасный юноша на белом коне и копьем поразил чудовище. Георгий Победоносец спас не только тела будущих жертв, но и их души – все местное население обратилось ко Христу, навсегда отказавшись от языческих культов. Защита от хищных зверей и покровительство скотоводству – именно эти качества приписывают Георгию, исходя из его жизнеописания и сделанных им чудес. На Руси всегда чтили этого святого, недаром высшая воинская награда на протяжении многих десятилетий был именно Георгиевский крест. Крестьяне же, в память о Георгии Победоносце в первый день после долгой зимы всегда совершали молебен и выгоняли скот на пастбища. Интересна и другая традиция – именно Юрьев день на Руси был единственной возможностью уйти от одного помещика к другому. Но, самое главное, Георгий Победоносец является покровителем всех воинов. Его победа над змеем – символ победы добра над злом, правды над ложью, справедливости над бесчинствами (Откр. 12:3, 20:2). Недаром, именно Георгий Победоносец стал символов возвышения Москвы и остается на ее гербе по сей день.
Молитва 1-я великомученику Георгию Победоносцу Святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Гео́ргие! Со́браннии в хра́ме твое́м и пред ико́ною твое́ю свято́ю поклоня́ющиися лю́дие, мо́лим тя, изве́стный жела́ния на́шего хода́таю, моли́ с на́ми и о нас умоля́емаго от своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и не оста́вит вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́ждная проше́ния, и да́рует стране́ на́шей побе́ду на сопроти́вныя; и па́ки, припа́дающе, мо́лим тя, святы́й победоно́сче: укрепи́ да́нною тебе́ благода́тию во бра́нех правосла́вное во́инство, разруши́ си́лы востаю́щих враго́в, да постыдя́тся и посра́мятся, и де́рзость их да сокруши́тся, и да уве́дят, я́ко мы име́ем Боже́ственную по́мощь, и всем, в ско́рби и обстоя́нии су́щим, многомо́щное яви́ свое́ заступле́ние. Умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да прославля́ем Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь. Молитва 2-я великомученику Георгию Победоносцу О, всехва́льный, святы́й великому́чениче и чудотво́рче Гео́ргие! При́зри на ны ско́рою твое́ю по́мощию, и умоли́ Человеколю́бца Бо́га, да не осу́дит нас, гре́шных, по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по вели́цей Свое́й ми́лости. Не пре́зри моле́ния на́шего, но испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ти́хое и богоуго́дное житие́, здра́вие же душе́вное и теле́сное, земли́ плодоро́дие, и во всем изоби́лие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам тобо́ю от Всеще́драго Бо́га, но во сла́ву свята́го и́мени Его́ и в прославле́ние кре́пкаго твоего́ заступле́ния, да пода́ст Он стране́ на́шей и всему боголюби́вому во́инству на супоста́ты одоле́ние и да укрепи́т непременя́емым ми́ром и благослове́нием. Изря́днее же да огради́т нас святы́х А́нгел Свои́х ополче́нием, во е́же изба́витися нам, по исхо́де на́шем из жития́ сего́, от ко́зней лука́ваго и тя́жких возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нным предста́ти Престо́лу Го́спода сла́вы. Услы́ши ны, страстоте́рпче Христо́в Гео́ргие, и моли́ за ны непреста́нно Триипоста́снаго Влады́ку всех Бо́га, да благода́тию Его́ и человеколю́бием, твое́ю же по́мощию и заступле́нием обря́щем ми́лость, со А́нгелы и Арха́нгелы и все́ми святы́ми одесну́ю Правосу́дного Судии́ ста́ти, и Того́ вы́ну сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Как записки попадают в храм?
Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.
Ваше пожертвование переводится на счёт храма.
Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.
Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.
Подробнее о сервисе - частые вопросы
Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.
Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.
Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.
Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.
Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.