Господь Бог

Написать записку

В слове «Бог» может заключаться разное понятие, зависящее от языка, на котором оно произнесено или запечатлено в тексте. Но все такие слова описывают свойства Всевышнего. Древними людьми предпринимались попытки их подбора для выражения собственного представления о Боге, опыта взаимодействия с великой и необъяснимой Божественной силой. По мнению лингвистов, можно говорить о связи русского слова «Бог» с понятием «bhaga», которое с санскрита переводится, как «наделяющий», «одаряющий». Оно происходит от «bhagas» — «счастья», «достояния». Одним из близких «Богу» слов также является «богатство», что описывает Всевышнего, как блаженство и полное совершенство, которые Он не оставил в себе, а использовал для наполнения мира, людей и всего живого, существующего. Человек получает дары от Бога, который передает ему Свои богатства во время его приобщения к Всевышнему.

Древнегреческий философ Платон размышлял о происхождении греческого слова «theos», в основе которого находится глагол «theein» — «бежать». Он писал о древних эллинах, которые почтительно относились лишь к божествам, которым поклонялись многие варвары, включая небо, звезды, землю, луну, солнце. На их глазах происходило постоянное движение всего этого. Природа такого круговорота стала основой для появления у богов имен. Этим философ пытался объяснить, что для древних людей природа, ее кругооборот и целенаправленный «бег» говорят о существовании высшего разума, не воплощенного в то время в единого Бога. Древний человек был уверен, что существуют многочисленные боги.

Святитель Григорий Богослов отметил, что кроме вышеуказанной этимологии есть и другая: происхождение имени «theos» связано с глаголом «ethein» — «пылать», «гореть». Читая Библию, вы найдете в ней такой текст: «Ибо Господь Бог твой есть огонь поядающий, Бог ревнитель». Он был повторен апостолом Павлом, который указал, что Всевышний способен на истребление и сожжение всякого зла. Приведем  цитату, которую приписывают святым Варсануфию и Иоанну: «Бог есть огонь, а диавол холоден». По утверждению преподобного Серафима Саровского: «Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Если мы ощутим в сердцах своих холод, который от диавола… призовем Господа: Он, придя, согреет сердце наше совершенной любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты убежит холод ненавистника добра».

Еще одно происхождение слова «theos» было озвучено преподобным Иоанном Дамаскиным, который считал, что оно связано с  «theaomai» — «созерцать»: «Ибо от Него нельзя что-либо утаить, Он всевидец. Он созерцал все прежде, чем оно получило бытие».

Немецкое слово «Gott» и английское «God» переводятся как «Бог». В них присутствует глагол, означающий «падать ниц», поклоняться. По мнению митрополита Сурожского Антония, в древности люди старались выразить Бога словами, но они не описывали Его, не очертили сущность Всевышнего, не сказали о Его свойствах, а лишь указали, что случится с людьми, узревшими Бога в сиянии Его Божественной благодати, Божественного света. Антоний Сурожский считал, что такого человека охватывает священный ужас и он падает ниц перед непостижимым Богом, который явился близко и от Него исходил дивный свет. Во время путешествия апостола Павла в сторону Дамаска он увидел сияние и был поражен, затем «упал на землю… в трепете и ужасе».

В древности евреи называли Бога «Yahweh» — «Сущий», существующий, имеющий бытие. Происхождение этого слова связано с глаголом «hayah», который означает «быть», «существовать», или с первым лицом того же глагола «ehieh» — «Я есмь», но в динамике выражающим не существование, как неоспоримый факт, а обозначение какого-то постоянно окружающего людей бытия, реального присутствия. Моисей услышал от Всевышнего слова: «Я есмь Сущий», которые означали «Я рядом», «Я тут», «Я живой». Кроме того, этим именем объясняется, что Бытие Божие важнее бытия всего, что существует.

В трактате «О Божественных именах» содержится текст о сверхъестественном значении Бога, который важнее всего бытия. Он создатель всего сущего – материи, существования, бытия. Человек, написавший этот трактат, называет Бога началом и мерилом вечности, причиной и мерой времени для всего существующего. В Сущем берет свое начало вечность, сущность, время, становление и становящееся. В Нем пребывает все изменчивое и неизменное сущее. Всевышнего называют Сущим и Тем, кто постоянно и безраздельно вобрал в Себе все формы бытия – нынешние и будущие.

В древнем предании рассказывается о евреях, попавших в вавилонский плен. Когда они освободились, то у них было не принято произнесение имени Яхве – Сущего, перед которым евреи благоговейно трепетали. Лишь первосвященнику, который ежегодно входил в Святое святых для проведения каждения, дозволялось произнесение этого имени. Когда священнослужитель или обычный человек в храме собирался упомянуть Бога, ему приходилось выполнять замену имени Сущего на другие имена или говорить слово «небо».

Отдельно следует рассказать о другой традиции: в случае возникновения необходимости упомянуть Бога, человеку следовало замолчать и приложить руку к области сердца или указать на небеса. Тогда всем становилось понятно, что человек говорит «Бог», не произнося это священное имя.

Для письменного обозначения слова «Бог» у евреев была тетраграмма (YHWH). Они осознали, что человеческий язык не способен выразить это имя определенным словом для раскрытия Божественной сущности. Святитель Григорий Богослов озвучил собственные мысли по этому поводу: «Божество неименуемо. Не один разум показывает это, но и… мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы одними и теми же буквами были записаны и имя Божие, и имена тварей… могли ли когда-нибудь решиться рассеянным голосом произнести Имя естества неразрушаемого и единственного? Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум совершенно не вмещал, ни голос не обнимал Божьей сущности».

У евреев в древности не было принято произносить «Бог». Так они хотели показать, что приобщение к Всевышнему нельзя описать словами. Остается лишь трепетно и благоговейно молчать.

 

Троица

 

Бог и Троица для христиан – это одно целое. Они не делят Троицу на Отца, Сына и Святого Духа в качестве трех Ипостасей Всевышнего, существующих самостоятельно, персонально, лично. О Троице говорят, как о том самом единственном случае, при котором три равно одному, а один равен трем. Если мыслить логически и математически, то это абсурд, но для христиан Троица – краеугольный камень веры, тайну которой нельзя осмыслить и понять разумом. Она откроется лишь покаявшемуся христианину, полностью изменившему и обновившему свой ум, сердце, чувства и все свое существо. Греческое слово «metanoia» («покаяние») означает «перемену ума». Только преображение и просветление ума поможет человеку в понимании Троицы.

Учение о Троице было создано не богословами. Оно открылось в виде богооткровенной истины. Когда Иисус Христос принял Крещение, произошло ясное явление Бога людям. Всевышний открыл перед миром свои три Лица: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился — отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение».

Отец говорил с неба, когда его Сын зашел в Иордан. В это же время на Иисуса происходит схождение Духа. Спаситель много раз сообщал, что Он и Его Отец – едины. Бог послал Сына к людям. Господь признавал, что Он Сын Отца Небесного. Иисус пообещал апостолам, что перед ними явится Дух Утешителя, посланный Отцом. Спаситель отправил апостолов проповедовать. Он говорил им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Евангелия содержат описание Бога, как Троицы: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух, и сии Три Суть Едино».

Лишь когда состоялось пришествие Спасителя, люди узрели Всевышнего в виде Троицы. В древности у евреев существовала непоколебимая вера в единство Бога. Им не могла быть понятна троичность Всевышнего, иначе речь шла уже о троебожии. Во времена господства политеизма людям не дано было понять тайну, которую заключает в себе Троица. Истину о единстве Бога сокрыли от человеческого взора.

Ветхий Завет содержит намеки на разные Лица Всевышнего. Библия открывается первым стихом: «В начале сотворил Бог небо и землю». Изучая еврейский текст, вы найдете упоминание не «Бога», но «Богов» — «Eloghim» возле слова «сотворил». Накануне создания Адама Всевышний советуется с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». К кому Бог обращается? К ангелам? Или говорит Сам с Собой? Ведь для внешнего облика человека Он выбрал не Ангела, а создал Адама «по образу Божию». Согласно утверждению древних христианских толкователей, это совещаются три Лица, входящие в Святую Троицу. Наподобие первого человека, вкусившего от дерева познания добра и зла, Всевышний размышляет: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Когда же была возведена знаменитая вавилонская башня, Всевышний произнес: «Сойдем и смешаем язык их, так чтобы один не понимал речи другого».

Ветхий Завет содержит несколько эпизодов, которые христиане традиционно принимают за символическое обозначение троичности Бога. Когда Авраам находился рядом с дубравой Мамре, ему явился Всевышний. «Он возвел очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! Если я обрел благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего… а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши, потом пойдите, так как вы идете мимо раба вашего… И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры». Трое явились Аврааму, но поклонился он перед Одним. Ты = Вы, пройди = идите, сказал = сказали, 1 = 3…

Пророк Исайя узрел явление Бога в окружении Серафимов, взывающих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Далее Исайя приводит слова Бога: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?». Затем последовал ответ пророка: «Вот я, пошли меня». В данном случае «Мне» и «Нас» одинаковы по значению. Ветхий Завет содержит многочисленные пророчества о равенстве Бога Отца и Сына Мессии. Приведем пример: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» или «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня… Из чрева прежде денницы родил Тебя».

В этих библейских текстах только обозначается тайна, которую имеет Троица, но нет прямого указания на это. Апостол Павел сказал, что покрывало над данной тайной может приоткрыть лишь Христос.

 

Троица, как наполненная Божественная жизнь

 

Чтобы доступно объяснить, что такое Троица, Святыми Отцами были использованы сравнения и аналогии. Троица похожа на солнце в качестве небесного тела, которое служит для распространения света и тепла в мире. Каждая «ипостась» есть самостоятельной сама по себе. Но при этом она объединена с солнцем одним целым. Свет и тепло – разные выражения солнца.

Исследуя Троицу, следует сказать и о другой аналогии: все знают, что вода, источник и поток – это единое целое. Человек состоит из ума, души и слова. Последние являются составными частями первого, в противном случае человек становится без-душным и бес-словесным существом. Отсутствие сочетания души и слова делает его без-умным. Некоторые Святые Отцы, принимавшие участие в легендарном Никейском Соборе, выступили в качестве защитников «единосущия». Они утверждали, что Бог является Отцом, Словом и Духом в качестве единого целого. Бог Отец без Бога Слова – бес-словесный или не-разумный.

Подобными аналогиями вы не объясните суть Всевышнего. Восприятие солнечного света в качестве личности и самостоятельного бытия неверное. Святителю Спиридону Тримифунтскому, который присутствовал на Никейском Соборе, удалось найти простое объяснение тайны Троицы. Существует древнее предание, в котором сказано, что Спиридона попросили растолковать приравнивание Трех к Одному. Святитель решил сделать это на примере кирпича, после сжатия которого рукой глина размякла, вверх вырвались языки пламени, а вниз полилась вода. Тогда Спиридон Тримифунтский произнес: «Как в этом кирпиче есть огонь и вода, так и в едином Боге есть три Лица».

Этот рассказ также известен в другой версии (возможно, в ней описывается иное событие). Во время проведения Никейского Собора Святые Отцы поспорили с философом, который использовал логику для доказательства отсутствия единой сущности Отца и Сына. Дебаты по этому вопросу длились очень долго. Святые Отцы утомились. Они собирались сделать перерыв, но были прерваны внезапно оказавшимся в зале простым старцем из пастухов (намек на святого Спиридона). Он сказал, что подготовился к опровержению всех доводов философа. Далее старик, обращаясь к философу, произнес такую речь: «Один есть Бог, Создатель неба и земли, сотворивший все силою Сына и содействием Святого Духа. Этот Сын Божий воплотился, жил среди людей, умер за нас и воскрес. Не трудись напрасно отыскивать доказательства того, что постигается только верой, но отвечай: веруешь ли ты в Сына Божьего?».

Философ был поражен сказанным старцем. Он произнес: «Верую», после чего услышал от старика приглашение: «Если веруешь, тогда пойдем со мною в церковь и там я приобщу тебя к истинной вере». В итоге старец увел с собой философа, который перед тем как покинуть зал, где проводили Никейский Собор, произнес: «Пока мне доказывали на словах, я словам противопоставлял слова, но когда из уст старца явилась божественная сила, то слова не могли противостоять силе, потому что человек не может противостоять Богу».

Божественную Троицу нельзя представлять в виде недвижимого существования, состояния покоя, полной неподвижности, статичной постоянности. Моисей услышал от Всевышнего такие слова: «Я есмь Сущий», что означает живущий, существующий. Бог проявляется в полной жизни, движении, явлении и откровении. Следует сказать о динамике ряда Божественных имен. Бога приравнивают к огню, воде и ветру.

Песнь Песней из Библии содержит поучительный рассказ о женщине, от которой убежал ее возлюбленный. Она стала его искать. Таким образом  была переосмыслена христианская традиция: Бог покинул душу и она отправилась на его поиски. После обретения следуют новые потери и неудавшиеся попытки постижения Всевышнего. Бог по «скорости» постоянно обгоняет душу, которой не хватает сил и возможностей для его постижения. Если человек находит и догоняет Всевышнего, то сам превращается в Божество. По известным нам законам физики, если материальное тело развивает световую скорость, то превращается в свет. При приближении души к Всевышнему в ней появляется свет и она превращается в светоносную…

В Библии есть фраза: «Бог есть любовь». Не существует любовь без возлюбленного. Обязательно должен быть другой. Само-любовь одинокой изолированной монады нельзя назвать истинной любовью. Настоящая личность не имеет ничего общего с эгоцентричной единицей. Только во время общения с людьми в человеке появляется личность-персона. Всевышний – это не персональное бытие. Его основное проявление заключается в любви. Бог Троица существует в любви. Каждое Лицо-Ипостась любит двух других Лиц-Ипостасей, осознает Себя как «Я и Ты». Иисус обращается к Богу: «Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе». Для описания Святого Духа Спаситель использует такие слова: «Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что (Дух) от Моего возьмет и возвестит вам».

В Евангелии от Иоанна есть фраза: «В начале было Слово, и Слово было у Бога». В славянском и греческом переводах в этом месте присутствует предлог «к»: Слово было «к Богу», что говорит о личностном характере отношений Сына (Слова) и Отца. Сын родился от Отца, существует у Него и обращен к Нему. Каждая Ипостась Троицы обращается к двум другим Ипостасям.

Андрей Рублев написал икону, на которой изображена Пресвятая Троица. Другие образы этого иконографического типа содержат изображения трех ангелов и стола с Чашей, символизирующей искупительную жертву Спасителя. Эта икона основана на сюжете, связанном с вышеупомянутой историей, главным действующим лицом которой стал Авраам. Название этого иконографического извода — «Гостеприимство Авраама». Лица Троицы смотрят друг на друга и на Чашу.

Рублев смог передать всю красоту и суть Божественной любви, царствующей в Троице. Она проявляется в искупительном подвиге Спасителя. Как говорил святитель Филарет (Дроздов): «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа Святого торжествующая силою крестной». Бог Сын принес себя в жертву на Кресте, проявив таким способом любовь к Отцу и Святому Духу.

 

Иконы

.

 

Молитвы Господу Богу (отцу)

Отче наш

Вариант «От Матфея»

О́тче наш, су́щий на небеса́х!

Да святи́тся и́мя Твое́;
Да прии́дет Ца́рствие Твое́;
Да бу́дет во́ля Твоя́ и на земле́, как на не́бе;
Хлеб наш насу́щный дай нам на сей день;
И прости́ нам до́лги на́ши, как и мы проща́ем должника́м на́шим;
И не введи́ нас в искуше́ние, но изба́вь нас от лука́вого.

И́бо Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва вове́ки.

Ами́нь.

(Мф., 6:9-13)

Вариант «От Луки»

О́тче наш, су́щий на небеса́х!

Да святи́тся и́мя Твое́;
Да прии́дет Ца́рствие Твое́;
Да бу́дет во́ля Твоя́ и на земле́, как на не́бе;
Хлеб наш насу́щный подава́й нам на ка́ждый день;
И прости́ нам грехи́ на́ши, и́бо и мы проща́ем вся́кому должнику́ на́шему;
И не введи́ нас в искуше́ние,
Но изба́вь нас от лука́вого.

(Лк., 11:2-4)

Ежедневная молитва Господу Филарета Московского

Господи, не знаю чего мне просить у Тебя.

Ты один ведаешь, что нужно мне.

Ты любишь меня более, нежели я умею любить Тебя.

Отче, дай рабу Твоему то, чего сам я просить не умею.

Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою.

Сердце мое Тебе открыто, и Ты Сам зришь нужды, которых я не знаю.

Зри и твори по милости Твоей.

Порази и исцели, низложи и подыми меня.

Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.

Приношу себя в жертву Тебе.

Нету у меня другого желания, кроме желания исполнять волю Твою;

научи меня молиться, и Сам во мне молись!

Аминь.

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.