Дата рождения и смерти
День и месяц Рождения Спасителя несколько веков Церковь не отмечала и не упоминала. Последователи Христа в то время придерживались иудейской традиции, по которой празднование дней рождения, как прожитых в земной суете годов, не было принято. Для первых христиан считалась важной дата, когда они приняли Крещение. Также существовала традиция празднования именин, связанных со святыми покровителями христиан.
Значение плотского Рождения Спасителя в то время не было таким важным, как сегодня. Но христиане все же вспоминали о том, что говорил апостол Павел: «Мы никого не знаем по плоти: если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем».
В Предании не упоминалось о дне и месяце Рождества Иисуса. Эту дату начали отмечать, как церковный праздник, после четвертого века.
Считается, что Христос умер в 30-м или 33-м году накануне еврейской Пасхи. Это 14-й день месяца нисана (приблизительно март в юлианском календаре или март-апрель в григорианском). Историки и священнослужители продолжают спорить о том, какой это день в современном календаре.
Поиск доказательств существования Иисуса Христа, как реальной исторической личности
Спорить о том, является ли исторической личностью Иисус Христос, люди начали в 19-м веке по мере распространения атеистических взглядов в мире. Противникам христианства хотелось найти доказательства «мифического» происхождения Спасителя, что, по их мнению, привело бы к дискредитации многовековой христианской культуры, под влиянием которой была создана европейская цивилизация.
В начале 20-го века в России появилось много атеистов, ненавидящих христианство. Они обещали людям счастье и «светлое будущее» без религиозных «суеверий». Их сторонники живут и сегодня. Но никто из них не предъявил научного доказательства того, что Иисус Христос не существовал.
Перечень исторических документов: христианских и нехристианских источников
- Сведения о земной жизни Спасителя вы найдете в Евангельских текстах, которые считаются подлинными, так как Церковь со дня своего существования много раз их проверила.
- В Апостольских посланиях говорится о земных деяниях Христа.
- Упоминания об Иисусе есть в языческих и иудейских писаниях.
Евангелия
Оригиналам Евангелий, созданных в первом веке, не удалось сохраниться. По мнению некоторых ученых 19-го столетия, Евангелия, которые мы знаем, были созданы в конце второго века и позже, поэтому говорить о том, что описанные в них события действительно произошли, сложно. Хоть древние тексты и отсутствуют в оригинальном виде, это не делает Евангелия не подлинными, ведь ни у кого не вызывает сомнения что дошедшие до нас тексты, приписываемые греческим и римским философам, Аристотелю, Вергилию, Платону и другим авторам, являются оригиналами. Но мы знает только их поздние списки.
По мнению многих историков и литературоведов, Платон – самый выдающийся греческий философ. С его сочинениями мы познакомились благодаря тому, что сохранились их списки, сделанные спустя 13 веков после того, как он умер. Манускрипты с пьесами, сочиненными античным драматургом Эсхилом, создали через 15 столетий после его смерти. Популярный римский поэт Вергилий известен нам по копиям произведений, которые появились спустя минимум четыре века с того времени, как он покинул этот мир.
Годы создания самых древних манускриптов, по которым мы сегодня изучаем Евангелия, отдалены от времени жизни апостолов всего на несколько десятков лет.
Последнее Евангелие святой Иоанн написал примерно в 95 году. Его текст находился в древнейшей известной нам рукописи, датированной 120 или 125 годом. Ее обнаружили на территории Египта. В начале второго века был создан манускрипт, по-видимому, со всеми четырьмя Евангелиями, дошедший до наших дней в виде отдельных фрагментов.
Об оригинальности Евангелий можно судить по расхождениям. Каждый автор описывал определенное событие земного пути Христа по-своему. Давайте ознакомимся с различиями Евангелий Марка, Луки и Матфея – самыми ранними свидетельствами о Спасителе:
- Согласно тексту апостола Матфея, двое одержимых были исцелены Иисусом, когда он пришел в страну Гадаринскую, а у святого Марка говорится, что Христом там исцелен один человек.
- Между Евангелистами существуют расхождения в описании события, когда Господь даровал зрение иерихонским слепым. Матфей описывает двух исцеленных слепцов, а Марк – одного.
- «Злые деятели», убившие молодого человека, отец которого владел виноградником, описаны апостолами Лукой и Матфеем в притче. Убийство за виноградником намекает на смерть Спасителя, которого распяли не в Иерусалиме. Описание того же преступления Марком содержит другое место убийства – сам виноградник. Только после гибели убитый был выброшен за его пределы.
- Евангелисты по-разному описывают Воскресение Христово, встречу Иисуса с женами-мироносицами и Его явление ученикам.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать два основных вывода:
- Написание Евангелий происходило не в один и тот же временной период и в разных местах. Ученики Христа обошли всю Римскую империю с проповедями, так что согласование текстов между апостолами исключено.
- Евангелия написаны с учетом собственного видения и воспоминаний каждого автора, участвовавшего в описанных им событиях.
Хоть отдельные детали и не совпадают, но все Евангелисты трактуют Личность и учение Спасителя одинаково.
Послания Апостолов
Часть высказываний Христа сохранились в Посланиях, написанных учениками Спасителя, например, в «Деяниях Апостолов» святого Луки. Одна проповедь апостола Павла содержит высказывание Господа: «Блаженнее давать, нежели принимать». Оно не входит в Евангелия.
Свидетельство Иосифа Флавия
Давайте вспомним об иудейском священнике и историке Иосифе Флавии, который жил в середине первого века. Он является автором «Иудейских древностей». Эту книгу Флавий написал примерно в семидесятых годах. Она содержит упоминание «Иисуса, называемого Христом» в рассказе о первосвященнике Анане. По его приговору должен быть побит камнями апостол Иаков, брат Иисуса, но синедрион не одобрил это наказание.
Также в «Иудейских древностях» можно найти историю, связанную с Распятием:
«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к Себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день Он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени».
И сегодня церковные историки не пришли к единому мнению о том, что об этом написал Флавий, так как он называет Иисуса Христос – Спаситель, Мессия. На самом деле у иудея Иосифа было другое мнение по поводу Господа. Существует предположение, что текст «Иисус, человек мудрый» вставил в текст христианский переписчик.
Настоящее имя и значение
Имя «Иисус» является краткой формой еврейского «Иехошуа», в котором вы найдете два слова – «Иехова» (имя Бога) и «шуа» (спасение). Буквальный перевод имени означает «Господь и спасение» или «Спаситель».
В книгах, входящих в Ветхий Завет, описана история евреев. В ней говорится о полководце Иисусе Навине, которому дал такое имя пророк Моисей. До этого его знали, как Осию. У этого иудея была миссия – доведение своего народа до земли обетованной, которую евреи получили от Бога. Позже последователи Христа называли эту историю пророчеством о другом Иисусе, Спасителе, живом воплощении Нового Завета людей с Господом, новой безгрешной вечной жизни. Земля Обетованная – воплощение Рая.
Другие эпитеты
В Ветхом и Новом Заветах употребляется не только имя Иисус. Там можно найти несколько других имен, эпитетов, которые говорят о тои или ином служении Христа:
- Иисуса называют Сыном Божиим – предвечным Божеством Христовым, Вторым Лицом, входящим в Святую Троицу, тайной, которую не может понять человеческий ум.
- Господом Спасителя называют славяне, которые взяли за основу греческое слово «Кириос», первоначальное значение которого – «хозяин», «господин». После христианского переосмысления получился Владеющий Вселенной.
- Для пророка Исайи Христос – Обетованный Спаситель, которого называют Эммануилом (Воплощением на земле). Господь пришел к людям, как Человек для оказания всегдашней Божией помощи. Пророк Исайя написал песню со словами «с нами Бог», повторяющимися рефреном. Их поет Церковь во время бдения кануна Рождества Христова.
- Сыном Человеческим называл себя Спаситель. Этим Христос подчеркивал, что он истинный Человек по природе, которую получил после Воплощения.
- Сыном Давидовым именуют Иисуса пророки. Он же так называет Себя, свидетельствуя, что великий святой, пророк, царь Давид принадлежит к Его роду.
- Ученики святого Иоанна Крестителя свидетельствовали, что тот называл Спасителя Агнцем, чтобы они поняли это имя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира».
Откуда взялось название «Христос»
Так чаще всего именуют Спасителя. Значение такого названия – «Помазанник».
Арамейское звучание этого греческого слова – «Мешиха», еврейское – «Машиах», а в транскрипции – «Мессия».
Помазанников с прямым Божиим благословением евреи считали царями. Внешнее проявление заключается в помазании головы. Для этого используют елей – благоуханное масло.
В «Иисусе Христе» сочетаются два имени, означающие: «Спаситель», «посланный», «помазанник Божий». По мнению некоторых богословов, в этом имени заключен «кратчайший христианский символ Веры».
Почему называют «Спасителем»
После того как Адам совершил грехопадение, спасение человечества стало одной из главных потребностей людей. Адам стал отступником, что привело к потере связи первого человека с Богом. Источник Жизни для него был перекрыт. Люди стали смертными.
Человек был отделен пропастью от своего Создателя, которая со временем увеличилась. По мнению епископа Александра (Милеанта), «отвернувшись от Бога, люди заблудились в своих религиозных понятиях о Творце, о своей бессмертной природе, о цели жизни, о том, что хорошо, что плохо». Перед Воплощением Спасителя человек достиг духовного дна. Он пытался искать истину «своим умом». Философия и языческая культура даже в своих высших проявлениях завели человечество в тупик. Истинный Бог был известен лишь еврейскому народу.
По Божьему промыслу за четыре века до того, как Родился Христос, образованными греками был выполнен перевод иудейских книг, вошедших в Писание. Так Бог начал подготовку к спасению человечества и созданию Церкви, «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».
Кого и от чего спас
Мнимый муж Матери Божией, праведный Иосиф услышал от Ангела благую весть: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».
Под спасением святыми отцами подразумевается то, как человек познает истину в слове Христовом и становится свободным от грехов: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Приведем сказанные по этому поводу слова святого Иустина Мученика: «Мы, еще будучи преданы блудодеянию и всякому вообще гнусному делу, совлекли в себе благодатию, дарованною нашим Иисусом по воле Отца Его, все нечистое и злое, во что мы были облечены. На нас восстает диавол, всегда действующий против нас и желающий всех привлечь к себе; но Ангел Божий, т.е. сила Божия, ниспосланная нам чрез Иисуса Христа, запрещает ему, и он удаляется от нас. И мы как будто выхвачены из огня, потому что избавлены и от прежних грехов, и от мучения и пламени, которые готовит нам диавол и все слуги его, и от которых опять избавляет нас Иисус Сын Божий».
Из написанного преподобным Ефремом Сирином следует выделить такой текст: «Я спасся от множества долгов, от легиона грехов, от тяжких уз неправды и от сетей греха, Спасся от лукавых дел, от тайных беззаконий, от скверны растления, от мерзости заблуждений. Восстал я из этой тины, изник из этого рва, вышел из этой тьмы; уврачуй же, Господи, по неложному обетованию Твоему, все немощи, какие видишь во мне».
Смысл последней фразы заключается не в самостоятельном спасении человека, а в силе Божией, которой Всевышний наделяет истинно верующих людей.
Святой Ефрем пишет, что спасенный человек находится в определенном состоянии: «Совершенный христианин всякую добродетель и все превосходящие природу нашу совершенные плоды духа… производит с услаждением и духовным удовольствием, как естественные и обыкновенные, уже без утомления и легко, не борясь более с греховными страстями, как совершенно искупленный Господом».
Смысл прихода Спасителя на землю
Бог ведь мог оказать духовную помощь павшему человеку и указать, по какому пути идти. Какой смысл был в Его земном Воплощении? Приведем по этому поводу слова святителя Афанасия Александрийского:
«Поелику естество человеческое, претерпев изменение, оставило правду и возлюбило беззаконие, то Единородный соделался человеком, чтобы, в Себе Самом исправив сие, внушить естеству человеческому – любить правду и ненавидеть беззаконие», дав надежду на святость при одном условии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим».
Соединение Божественного с Человеческим
Развитое богословие Воплощения возникло в Церкви только после четвертого века. Скудная человеческая речь не могла передать суть соединения в Христе Бога и Человека.
Обратим внимание на слова святителя Григория Богослова: «Само Божие Слово, предвечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, начало от начала, свет от света, источник жизни и бессмертия, определение и Слово Отца, приходит к своему образу, носит плоть ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему кроме греха».
Завершим рассказ о значении Иисуса Христа, как Воплощенного Бога на земле, словами святителя Афанасия Великого: «Бог стал человеком, чтобы человек обожился». Его спасение заключается в том, что он отринул владеющий им грех.
Дни почитания
Дни особого почитания икон Господа Иисуса Христа — это так называемые Господские праздники.
- 7 января — Рождество Христово.
- 19 января — Крещение Господне (Богоявление).
- Вход Господень в Иерусалим (6-е воскресение Великого Поста)
- 16 апреля — Пасха
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи;
- 27 сентября — Воздвижение Честнаго Животворящего Креста Господня.
- 14 августа — Происхождение Дерева Животворящего Креста Господня.
- 19 августа — Преображение Господне.
- 29 августа — день памяти перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Христа.
Иконы
Молитвы
Благодарственная молитва Иисусу Христу
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, милость Которого безмерна и человеколюбие — неизмеримая пучина!
Мы, припадая к Твоему величию, со страхом и трепетом, как недостойные рабы, приносим благодарение Тебе о милостях, оказанных нам.
Как Господа, Владыку и Благодетеля, мы Тебя славим, хвалим, поем и величаем и, припадая, снова благодарим!
Твое несказанное милосердие смиренно молим: как ныне Ты принял наши мольбы и исполнил их, так и в будущем дай нам преуспевать в любви к Тебе, к ближним и во всех добродетелях.
И сподоби нас всегда благодарить и славить Тебя вместе с безначальным Твоим Отцом и всесвятым, благим и единосущным Твоим Духом.
Аминь.
Канон покаянный (о прощении грехов) Иисусу
Владыка Христос Бог, страданиями Твоими страсти мои исцеливший и ранами Твоими язвы мои уврачевавший!
Даруй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы сокрушения о грехах.
Даруй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг.
Возвысь к Тебе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной.
Ибо нет во мне покаяния, нет во мне сокрушения, нет во мне слёз утешительных, приводящих чад к Отчему дому .
Омрачился я разумом в житейских страстях, не могу воззреть на Тебя в страдании, не могу согреться слезами любви к Тебе!
Но, Владыка Господь Иисус Христос, Сокровищница благ!
Даруй мне покаяние полное и сердце, с любовью трудящееся в поисках Тебя; даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа.
Я оставил Тебя — не оставь меня.
Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и сопричисли меня к овцам Твоего избранного стада, напитай меня вместе с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих.
Аминь.
Молитва об исцелении Иисусу Христу
Боже сильный, милостию строяй вся на спасение роду человеческому, посети раба Твоего сего (имя), нарицающа имя Христа Твоего, исцели его от всякого недуга плотскаго:
и отпусти грех и греховныя соблазны, и всяку напасть, и всяко нашествие неприязнено далече сотвори от раба Твоего.
И воздвигни от одра греховнаго, и устрой его во святую Твою Церковь здрава душею и телом, и делы добрыми славящаго со всеми людьми имя Христа Твоего, яко Тебе славу возсылаем, со Безначальным Ти Сыном и со Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь.