Праведный Иоанн Кронштадтский

Написать записку

Практически каждый верующий человек знает, кто такой протоирей Иоанн Ильич Сергиев (в народе его звали Иоанн Кронштадтский). Огромное количество статей и книг было посвящено этому удивительному святому. Большинство людей ставят его наравне с Серафимом Саровским и даже Николаем Чудотворцем, и ведь не зря. Труды Иоанна Сергиева навсегда останутся в сокровищнице богословской мысли, его почитают все христиане и православные люди. Другими словами, Иоанн Кронштадтский всегда был любим верующими людьми, а многие любят его и до сих пор. 

Не все знают, но есть в жизни Иоанна Сергиева один переломный момент, который упускают из виду историки церкви, биографы и простые почитатели святого. Однако, если не знать эту важную деталь, невозможно оценить всю сложность пути батюшки, его стояние перед народом и свет, который он нес для него всю свою жизнь. Люди часто не замечают, что жизнь священника была полностью посвящена противостоянию шаблонам, которые устоялись в обществе в те тяжелые времена. Этот христианин мог один, без масштабных бунтов и противостояний, идти против обыденного порядка жизни, который являлся при этом греховным.

Детство и юность Иоанна Кронштадтского 

  Будущий священник родился 19 октября 1829 года. Все в его семье были потомственными служителями церкви. Отца звали Илья Михайлович, он был сыном священника и сам служил Богу. Все мужчины в роду имели определенный духовный сан. Если поднять документы, то подобную преемственность можно проследить вплоть до последней четверти 8 века. Первые годы жизни мальчик проживал в селе Сура, Пинежского уезда, Архангельской губернии. В те времена местность эта была суровой, здесь процветали голод и бедность.    Будучи ребенком, Иоанн Сергиев был вынужден познать горести, бедность, и несчастливую жизнь, вместе со своими односельчанами. Мальчик наблюдал нелегкую долю людей, да и его семья с трудом сводила концы с концами. В будущем, повзрослев и познакомившись с ритмом жизни большого города, его роскошью, Иоанн остался преданным укладу жизни, который он видел в своем родном селе. До конца своих дней, батюшка вставал на сторону обездоленных людей и всеми силами старался помочь им преодолеть трудности.    Раннее образование мальчику старался дать отец, который был дьяком в Сурской приходской церкви. Обучение давалось Ване с большим трудом, это расстраивало его самого и всю семью. Именно в этих непростых условиях и проявился первый молитвенный дар мальчика. Особенно сильной стала молитва Иоанна в тот момент, когда отец отправил его учиться в Архангельское приходское училище, собрав все скромные сбережения семьи, но учеба и там давалась ему с большим трудом.    Был случай, когда Ваня получил очередную плохую оценку и от отчаяния упал на колени в молитве. Он долго стоял перед иконами, молился всей душой, неистово. Сколько длилась эта молитва сказать не мог и сам Иоанн, но после нее, он постепенно улучшил свою успеваемость, а в итоге, даже стал лучшим курсистом в училище. Обучение в Архангельском училище закончилось переводом в семинарию, которую он закончил с отличием. Местная администрация решила отправить молодого человека в духовную академию Петербурга. В 1855 году батюшка окончил учебу успешно и вышел из стен учебного заведения в статусе кандидата богословия.    Юноша встал перед выбором. Несмотря на все несовершенство системы тех времен, выходцы из низших сословий, имеющие талант, могли получить достойное положение и даже попасть в придворный круг. Иоанн вполне мог занять теплое местечко в канцелярии Синода или, к примеру, в одном из столичных вузов. Однако, молодой человек был совершенно другого склада, он ясно понимал, что Бог хочет от него другого служения. Кандидат богословия учился, чтобы слово Божие понести в народ. Именно такую возможность Иоанн Сергиев и начал искать.    Молодой человек имел одну заветную и очень опасную мечту, он хотел отправиться в экспедицию в Сибирь, на Дальний Восток или Крайний Север. Еще Иван мечтал отправиться на корабле в далекие страны и принести людям той местности свет Христова учения. В юные годы этот человек мечтал о многом. Однако, в отличие от своих сверстников, Иван имел не только пылкую натуру, но и глубокие христианские убеждения. Каждый поступок этого молодого человека был основан на уверенности в том, что поступить следует так и никак иначе.    Еще во время учебы Иван потерял отца. После известия о смерти отца, он решил уехать из столицы и устроиться диаконом, чтобы иметь возможность хоть как-то кормить семью. Но этот план осуществить не удалось, помешала ему в этом родная мать – Феодора Власьевна. Женщина нашла в себе силы убедить сына в необходимости окончить академию. Парень нашел выход из положения и с трудом получил канцелярскую работу. Полученный мизерный заработок Иван отправлял своей матери и сестрам. Позже, когда Иоанн стал прославленным миссионером и известным старцем во всей империи, он регулярно помогал своим односельчанам и даже построил каменный храм на собственно-собранные деньги. Но это будет намного позже.    Будучи учеником академии, Иоанн получил приглашение в Кронштадт, а дополнительно, местный протоирей Несвицкий предложил взять в жены свою дочь – Елизавету. Молодой человек встал перед сложным выбором, ему хотелось принимать участие в дальних миссиях, а ему предложили место в Петербургском пригороде. К тому же, он был убежден оставаться девственником, а ему предлагали женитьбу. После долгих раздумий, Иван принял решение отправиться в шумный портовый город, военную базу Балтийского флота. Позже, молодой человек не раз поблагодарит Господа за этот поворот в его жизни.   

Жизнь святого Иоанна в Кронштадте

  Кронштадт оказался весьма своеобразным местом. Как и любой морской порт, здесь собиралось множество дешевой рабочей силы, можно было встретить бывших крестьян, разночинцев, а занимались они очень тяжелым трудом на доках и в портах. Дополнительно сюда сливались разнообразные асоциальные элементы, здесь было много попрошаек и нищих людей. Такой колорит еще больше накалял взрывоопасную обстановку. В такой атмосфере отец Иоанн прослужил более 50 лет.    Батюшка видел всю сложность жизни низших слоев общества еще в столице. Но в отличие от своих сокурсников, большинство из которых были выходцами из обеспеченных кругов, Иван Ильич не смел осуждать нищих, так как ему были известны не понаслышке их трудности и проблемы.     Именно таким людям, Иоанн Сергиев посвятил всю свою жизнь, пребывая в Кронштадте. В свободное время от служб и преподавания, батюшка отправлялся в бедные квартал и старался помочь местным людям всем, чем было возможно – деньгами, физической помощью, присмотром за детьми. За такую помощь он не просил ничего взамен, наоборот, нередко возвращался без одежды и обуви, так как отдавал и х беднякам.    В будущем, в одном из дневников, Иоанн писал, что воспринимает свое служение, как миссионерское. Именно тогда и исполнилась его мечта – он начал проповедовать народу Христа. В своих признаниях, отец Иоанн говорил, что нищий народ не во многом ушел вперед в своем духовном развитии, от диких племен, которым проповедовали миссии.    Вопрос с женитьбой батюшка также решил удачно. Поговаривали, что еще во время свадьбы, Иоанн и Елизавета договорились жить, как брат с сестрой, деля горести и радости, но не ложась в брачное ложе. Однако, такую деталь сам батюшка о своей жизни не рассказывал, известно это было лишь со слов его знакомых. На людях Иоанн старался подчеркнуть свой именной статус. Нельзя однозначно ответить, был ли он счастлив в браке, но недовольств от жены и ее родичей, ему хватало. Это было и так понятно, ведь какой жене понравится, что муж бесконечно не находится дома, а все деньги раздает бедным вместо того, чтобы укреплять бюджет семьи. Недопонимание касалось и духовной части, батюшка нередко сокрушался, что в семье без должного уважения относятся к постам и молитвам.    Отец Иоанн самостоятельно выбрал путь самоотвержения, он отказывался от собственного комфорта для помощи другим. Такой выбор не мог не дать свои результаты. Уже в 1870-х годах, вся столица говорила о нем, а позже и вся страна. Несение ежедневного иерейского креста батюшкой безропотно и благословенно, сделало его совестью миллионов людей. Иоанн Сергиев стал образцом христианина, который в ту пору уже практически исчез из жизни людей, а встретить его можно было только в строках древних житий.    Для каждого человека популярность является редким соблазном, но не для батюшки, его она никогда не привлекала. Несмотря на свою популярность, Иоанн не страдал «звездной болезнью» и не возомнил себя, так называемым, повелителем людских душ. Согласно дневникам, становится ясно, насколько батюшка боролся с этим искушением и в каждой своей проповеди говорил о том, что все, чем обладает человек – это принадлежит не ему, а только Господу Богу. Свою популярность батюшка смог направить на служение народу России, и оно было не только благотворительным. Отец Иоанн настоял ввести государством пропаганду за трезвость, целомудрие и патриотизм.    Стоит оговориться, что подобные пропаганды существовали и ранее, но только пастырь Иоанн Кронштадтский смог вознести проблемы бедняков и низших слоев общества на государственный уровень. Интересно, но батюшка защищал обездоленный народ и не призывал их к бунтам и восстаниям. Этот подход разделяли далеко не все. В итоге, от отца Иоанна отвернулась некая часть рабочих-радикалов. Иоанн понимал, что исправить ситуацию можно не войнами и революциями, делать это лучше постепенно, год за годом подавая собственный пример изменения душ окружающего населения. Именно это и было миссией проповедника Божьего – он ездил по России, много писал, проводил проповеди, соединяя собственное служение с высшим трудом молитвы и воздержанием.    Удивительно, но для многих современников, подвиг, которых совершил батюшка Иоанн Кронштадтский так и остался непонятым. Дворяне, а также экзальтированные богачи видели в батюшке то ли полу-старца, то ли полу-духовника и обращались они к нему вовсе не за советом или помощью, а только лишь потому, что это было престижно. Бедным же наоборот, такая благотворительность от батюшки пришлась по душе, однако, проповеди, которые он им доносил, не всегда были услышаны и поняты. Для священнослужителей, особенно тех, которые были в начале своего пути, он был неким чудаком, который вроде бы говорил и делал правильные вещи, но все же, они расходились с устоявшимися нормами и привычными для всех взглядами. Находилось большое количество тех, кого батюшка Иоанн буквально спас от духовной гибели, эти люди по-настоящему ощутили на себе его исцеляющую благодать. Батюшка это прекрасно знал и понимал. Свою тяжкую ношу он продолжал нести с юности и до самой смерти, несмотря ни на что, ради всех страждущих душ. 

Преставление святого

Батюшка Иоанн Сергиев умер 20 декабря 1908 года. Он ушел из жизни столь же бедным, каким и пришел в нее. Святой отец не оставил после себя ни имущества, ни распоряжений. За свою жизнь он успел показать всем людям, что православная страна должна не просто возводить соборы в городах, открывать епархии или посылать миссии к диким племенам. В его понимании, в православной России должна быть одна ценность, главное внимание здесь уделяют человеку. Люди – это не гипотетическое население из учебников Руссо и Вольтера, а простой человек из села или города, у которого есть реальные проблемы, радости, горе и счастье. Именно с таким человеком батюшка Иоанн и имел дело всю свою жизнь, он служил ему верой и правдой, до конца дней своих.

Дни памяти

  • 2 января – Преставление
  • 14 июня – Прославление
  • 1 декабря – Собор святых Эстонской земли
  • 25 июня (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
  • 1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии

Иконы святого Иоанна Кронштадтского

Молитвы Иоанну Кронштадтскому

О, вели́кий уго́дниче Христо́в, святы́й пра́ведный о́тче Иоа́нне Кроншта́дтский, па́стырю ди́вный, ско́рый помо́щниче и ми́лостивый предста́телю! Вознося́ славосло́вие Триеди́ному Бо́гу, ты моли́твенно взыва́л: Имя Тебе́ — Любо́вь: не отве́ргни меня́, заблужда́ющагося. Имя Тебе́ — Си́ла: укрепи́ меня́, изнемога́ющего и па́дающаго. Имя Тебе́ — Свет: просвяти́ ду́шу мою́, омраче́нную жите́йскими страстя́ми. Имя Тебе́ — Мир: умири́ мяту́щуюся ду́шу мою́. Ны́не благода́рная твоему́ предста́тельству всеросси́йская па́ства мо́лится тебе́: Христоимени́тый и пра́ведный уго́дниче Бо́жий! Любо́вию твое́ю озари́ нас, гре́шных и немощны́х, сподо́би нас принести́ досто́йные плоды́ покая́ния и не осужде́нно причаща́тися Христо́вых Та́ин. Си́лою твое́ю ве́ру в нас укрепи́, в моли́тве поддержи́, неду́ги и боле́зни исцели́, от напа́стей, враго́в, ви́димых и неви́димых, изба́ви. Све́том ли́ка твоего́ служи́телей и предстоя́телей Алтаря́ Христо́ва на святы́е по́двиги па́стырского де́лания подви́гни, младе́нцем воспита́ние да́руй, ю́ное наста́ви, ста́рость поддержи́, святы́ни хра́мов и святы́е оби́тели озари́! Умири́, чудотво́рче и прови́дче преизря́днейший, наро́ды страны́ на́шея, благода́тию и да́ром Свята́го Ду́ха изба́ви от междуусо́бныя бра́ни, расточе́нная собери́, прельще́нныя обрати́ и совокупи́ Святе́й Собо́рней и Апо́стольской Це́ркви. Ми́лостию твое́ю супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́, мона́шествующим в дела́х благи́х преуспея́ние и благослове́ние да́руй, малоду́шныя уте́ши, стра́ждущих от духо́в нечи́стых свободи́, в ну́ждах и обстоя́ниих су́щих поми́луй и нас на путь спасе́ния наста́ви. Во Христе́ живы́й, о́тче наш Иоа́нне, приведи́ нас к Невече́рнему Све́ту жи́зни ве́чныя, да сподо́бимся с тобо́ю ве́чнаго блаже́нства, хва́ляще и превознося́ще Бо́га во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я праведному Иоанну Кронштадтскому

О, вели́кий чудотво́рче и преди́вный уго́дниче Бо́жий, богоно́сне о́тче Иоа́нне! При́зри на нас и внемли́ благосе́рдно моле́нию на́шему, я́ко вели́ких дарова́ний сподо́би тя Госпо́дь, да хода́таем и при́сным моли́твенником за нас бу́деши. Се бо страстьми́ грехо́вными обурева́еми и зло́бою снеда́еми, за́поведи Бо́жия пренебрего́хом, покая́ния серде́чнаго и слез воздыха́ния не принесо́хом, сего́ ра́ди мно́гим ско́рбем и печа́лем досто́йни яви́хомся. Ты же, о́тче пра́ведный, ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду и сострада́ние к бли́жним свои́м име́я, умоли́ Всеще́драго Влады́ку ми́ра, да проба́вит ми́лость Свою́ на нас и потерпи́т непра́вдам на́шим, не погуби́т нас грех ра́ди на́ших, но вре́мя на покая́ние ми́лостивно нам да́рует. О, свя́тче Бо́жий, помози́ нам ве́ру правосла́вную непоро́чно соблюсти́ и за́поведи Бо́жии благоче́стно сохрани́ти, да не облада́ет на́ми вся́кое беззако́ние, ниже́ посра́мится Пра́вда Бо́жия в непра́вдах на́ших, но да сподо́бимся дости́гнути кончи́ны христиа́нския, безболе́зненныя, непосты́дныя, ми́рныя и Тайн Бо́жиих прича́стныя. Еще́ мо́лим тя, о́тче пра́ведне, о е́же Це́ркви на́шей Святе́й до сконча́ния ве́ка утвержде́нней бы́ти, Оте́честву же на́шему мир и пребыва́ние испроси́ и от всех зол сохрани́, да та́ко наро́ди на́ши, Бо́гом храни́ми, в единомы́слии ве́ры и во вся́ком благоче́стии и чистоте́, в ле́поте духо́внаго бра́тства, трезве́нии и согла́сии свиде́тельствуют: я́ко с на́ми Бог! В Нем же живе́м и дви́жемся, и есмы́, и прибу́дем во ве́ки. Ами́нь.

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.