Давид разделил священников на 24 чреды, одна из которых возглавлялась Авием. В эту чреду входил и отец Иоанна. Предки Елисаветы были священниками. Родители Предтечи считались истинно праведными людьми, но детей им Бог не дал. Иудеи говорили, что так Всевышний наказывает грешников. Два раза в году происходили недельные храмовые служения каждой чреды. Распределение обязанностей священников осуществляли с помощью жребия. Захарию выпало совершение каждения. Он стоял у жертвенника Святилища в Иерусалимском храме, а остальные люди пришли в открытый «Двор», где молились. В это время Захарию явился Ангел, которого старец испугался. Дело в том, что иудеи считали, что Божий посланник является человеку перед скорой смертью. Но Захария услышал от Ангела успокоительные слова, из которых стало понятно, что Бог услышал молитву праведника и у них с женой родится сын и станет он «велик пред Господом». Некоторые сомневаются, что старец на торжественном богослужении просил у Всевышнего о сыне. Скорее всего, праведник молился, чтобы скорее наступило Царствие Божие и услышал подтверждение этого от Ангела. Бог внял молитве Захарии, что привело к разрешению его скорбного бесплодия и рождению Предтечи Спасителя, ведь праведник очень хотел увидеть Мессию. Необыкновенно строгое воздержание Иоанна поразит всех. Святой Дух еще в детстве пошлет ему особые благодатные дары. Он займется приготовлением иудейского народа к встрече с Мессией. В своей проповеди Иоанн будет призывать людей покаяться и исправить собственную жизнь. Многие сыновья Израилевы, бывшие формальные почитатели Иеговы, жизнь и сердце которых не были Ему отданы, после этого обратятся к Всевышнему. Бог наделит Иоанна силой и духом, которым был славен пророк Илия. Они оба обличали нечестие, проповедовали покаяние, вели строгую подвижническую жизнь и были пламенными ревнителями веры. Иудеи погрузились в бездну, связанную с их нравственным падением. Миссия Иоанна заключалась в том, чтобы родители снова полюбили своих детей, а те, кто противился деснице Господней, стали на праведный путь. Захарии и жене старца и в голову не могли прийти мысли об их будущем потомстве. Он просил об Ангельском знамении, которое бы доказало слова Божьего посланника. Для рассеивания сомнений старца Ангел сказал, что его зовут Гавриилом – «силой Божией», от которого пророк Даниил получил благую весть о том, когда придет Мессия. Его «седмины», как сказано в 21-27 стихах главы 9 Книги пророка Даниила, содержат время осуществления этого пророчества. Не поверившего словам Ангела Захарию Бог наказал. Старец онемел и потерял слух. Он мог разобрать только знаки, которые ему подавали окружающие. Традиционная длительность каждения непродолжительная. Люди удивились, что Захария замедлился, не покидая святилища. Теперь ему стала понятна суть видения, ведь старец мог подавать только знаки. Чреда была продолжена немым Захарием. Он завершил службу.
Рождество Иоанна Крестителя
Дома у родителей Иоанна Предтечи произошло его зачатие. В течение пяти месяцев никто не знал о беременности Елисаветы. Она боялась народного осуждения и осмеяния, хотя была рада и посылала Богу свои благодарности за то, что снял поношение. Празднование зачатия святого Иоанна Крестителя происходит 6 октября. У Елисаветы родился сын, что вызвало радость у ее родственников и соседей. С наступлением восьмого дня после родов положено совершить младенцу обрезание. Согласно 11-14 стихам 17 главы Бытия его установил Авраам, а в 3 стихе 12 главы Левита говорится о таком же законе, провозглашенном Моисеем. После обрезания младенец присоединялся к избранному Богом народу. С этим ритуалом у иудеев связан радостный семейный праздник дарования имени ребенку. Его называли так, как какого-то старшего родственника. Люди сильно удивились, когда Елисавета дала своему сыну имя Иоанн. Рассказ Евангелиста указывает на важность этого события. Поступить так жене Захарии внушил Святой Дух. Но окончательное решение по данному вопросу должен был принять отец ребенка. На дощечке, на которую нанесли воск, он, взяв специальную палочку, вывел: «Иоанн будет имя ему». Люди были сильно удивлены, так как желание Елисаветы неожиданно совпало с решением глухого и немого Захарии. Родственников с таким именем у них не было. Сразу же после этого, как предсказывал Ангел, отец Иоанна заговорил. На Захарию нашло пророческое вдохновение. Он предвидел, что наступит Царствие Божие, и прославлял Всевышнего, даровавшего народу Своему надежду на получение избавления. Бог же «воздвиг рог спасения в дому Давида». Ветхий Завет рассказывает о бегстве преступников, которых преследуют мстители. В 28 стихе 2 главы Третьей книги Царств говорится о роге на жертвеннике, где совершали всесожжение. Кто за него ухватился, тот считался неприкосновенным. Грехи человеческого рода рассматриваются на Божественном правосудии. Спасти людей может только Иисус Христос. По мнению большинства иудеев, в первую очередь фарисеев и книжников, тогда их политические враги ниспадут, а завет Божий, полученный ветхозаветными праотцами, исполнится. После этого все верные израильтяне будут преданны Всевышнему по «правде и преподобию». Божественные средства оправдывались, а искупительные заслуги Христовы вменялись людям. Человек исправлялся внутри себя. После того как на него нисходила благодать, он проявлял усилие воли. По пророчеству Захарии, его сын прославится, как и предсказал Ангел. Иоанн превратится в пророка и предтечу Спасителя. Старец указал, как будет служить его ребенок и готовить иудеев перед пришествием Господа. Он разъяснит евреям, что они спасутся после того, как им простят грехи. Мирское величие Израиля неважно, хотя его тогдашним духовным вождям хотелось как раз этого. На первое место должна выйти праведность, тогда грехи будут прощены «от благоутробного милосердия Бога нашего, вследствие которого приходит к нам Восток свыше». По словам пророков Захарии и Иеремии, Мессию следует называть Искупителем. Существует предание о том, что подозрительный царь Ирод узнал, что родился Иоанн Предтеча. Он встретился в Иерусалиме с волхвами, которых спросил о месте нахождения родившегося Царя Иудейского. Ему напомнили, что Захария стал отцом. Ирод приказал расправиться со всеми младенцами в Иутте. Тогда же проходила служба Захарии в одном из храмов. Елисавете пришлось забрать сына и сбежать с ним в пустыню. Царь очень разозлился, когда узнал, что младенец Иоанн исчез. Посланники Ирода спросили Захарию, в каком месте находится его сын. Тот сказал, что над ним властен только Господь Бог Израилев, а куда жена ушла с младенцем Иоанном, он не знал. Посланники Ирода грозились убить Захарию, но тот молчал, тогда его зарезали в храме возле жертвенника. Об этом вспоминал Спаситель, произнося перед фарисеями свою обличительную речь, о чем говорится в 35 стихе 23 главы Евангелия от Матфея. Празднование Рождества Иоанна Крестителя происходит 7 июля. Бог защитил Предтечу, хотя были убиты тысячи Вифлеемских новорожденных. Дикая пустыня окружала святого в детстве. Он знал, что ему предстоит великое служение, поэтому вел строгую жизнь – молился и постился. Иоанн ходил в грубой одежде. У него был кожаный пояс. Ел Предтеча акриды (саранчу) и дикий мед. В пустыне Креститель жил, пока в 30 лет не был призван Господом. После этого он стал проповедовать. Предтеча пришел на Иордан для приготовления народа к появлению Царя Иудейского, которого ждали евреи. На берег реки накануне праздника приходили, чтобы очиститься, толпы людей. Они проводили в Иордане религиозные омовения и слушали проповеди Иоанна, который призывал их покаяться и креститься, чтобы оставить свои грехи. Предтеча говорил, что перед внешним омовением людям необходимо совершить нравственное очищение, чтобы в будущем принять Евангелие. В то время ритуал омовения пока не превратился в благодатное таинство, которым впоследствии стало христианское крещение. Тогда люди только духовно готовились принять будущее крещение водой и Святым Духом. Существует церковная молитва о пророке Иоанне, который сиял, как светлая утренняя звезда. По сравнению с ней меркли все другие небесные объекты. Он стал предвестником утра перед благодатным днем, которое освятил духовный солнечный Христос, как об этом говорится во 2 стихе 4 главы Малахии. Много людей ждали Мессию и в итоге состоялось его пришествие. Иоанн крестил Самого Спасителя, Господа Нашего Иисуса Христа в водах Иордана. В этот момент произошли чудесные явления – с небес спустился голубь, так сошел Святой Дух, а Бог громко провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… ». После получения откровения о Мессии народ услышал от пророка Иоанна слова: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Предтеча в тот день пришел к Иордану со своими учениками – будущими апостолами Андреем Первозванным, братом которого был Симон Петр, и Иоанном Богословом.
Крещение Иисуса Христа
Крещение Иисуса Христа стало заключительным этапом пророческого служения Иоанна Предтечи, который занимался обличением пороков обычных иудеев и представителей власти, что привело к мученическому завершению его жизни. По приказу царя Ирода Антиппы, отцом которого был Ирод Великий, пророк Иоанн оказался в темнице за то, что обличал грехи правителя. У Ирода Антиппы была законная жена (ее родитель – аравийский царь Арефа). Но правитель завел себе незаконную сожительницу Иродиаду. Ранее ее мужем был Филипп – родной брат Антиппы. На пиру в честь дня рождения Ирода побывали многие знатные гости. Нечестивая Иродиада пришла на праздник со своей дочерью Саломией, которая устроила нескромные пляски. Ирод и гости были очень довольны. От царя девушка получила обещание, что тот выполнит ее любую просьбу. Иродиада научила дочь, чтобы та попросила принести ей блюдо с головой Иоанна Предтечи, к которому царь относился уважительно, как к пророку. Просьба Саломии его опечалила, но он не привык нарушать данное им слово. Правитель отправил стражу в тюрьму. Палач отсек голову Иоанна, которую получила танцовщица. Таким способом девушка порадовала свою мать, надругавшуюся над головой Крестителя, которая впоследствии валялась в грязном месте. Другие останки Предтечи были привезены его учениками в самарянский город Севастию, где погребены. Бог наказал Ирода в 38 году, когда войско царя разбил Арефа, дочь которого была обесчещена. Его зятя соблазнила Иродиада. Через год по приказу римского императора Калигулы Ирод оказался в заточении. В предании говорится о Евангелисте Луке, который проповедовал Христово учение. Он побывал в разных городах и селениях, посетил Севастию, откуда с правой рукой Иоанна Предтечи добрался до Антиохии, которую в 959 году удалось захватить мусульманам. В то время императором был Константин Порфирородный. Благодаря усилиям диакона святыня оказалась в Халкедоне, а затем ее довезли до Константинополя. Там руку Крестителя хранили, пока город не завоевали турки. Затем святыню привезли в Петербург, где ее приняла церковь Нерукотворного Спаса, находящаяся на территории Зимнего Дворца.
Обретения главы
Святую главу Предтечи нашла благочестивая Иоанна. Она положила ее в сосуд, который отнесла на Елеонскую гору и закопала. Одному благочестивому подвижнику удалось ее найти во время создания рва, где он планировал построить храм. Глава святого хранилась у него. Накануне ухода из жизни этот человек закопал ее на той же Елеонской горе. При Константине Великом двум инокам удалось побывать в Иерусалиме. Они видели Гроб Господень и явление Иоанна Крестителя, который рассказал, где находится его глава. Для Иисуса Христа Иоанн Креститель был важным пророком, о котором Спаситель произнес такие слова: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Церковь говорит о Предтече: «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Дни памяти Иоанна Крестителя
- 20 января – Собор Иоанна Крестителя.
- 9 марта – первое и второе обретение главы святого.
- 7 июня – третье обретение главы Иоанна Крестителя.
- 7 июля – рождество святого.
- 11 сентября – усекновение главы Иоанна Крестителя.
- 6 октября – его зачатие.
- 25 октября – перенесение правой руки святого с Мальты в Гатчину.
Молитвы Иоанну Предтече (Крестителю)
Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.
Иконы