Биография: важные этапы жизни святителя
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, рожденный в 1877 году в городе Керчи, был четвертым ребенком в семье, всего их было пять. Его отец, Феликс Станиславович Войно-Ясенецкий был поляком и католиком, часто бывал в костеле и постоянно молился дома. При этом, он не запрещал своей русской жене воспитывать детей в православных традициях. Святой Лука в последствии писал о том, что мать его, Мария Дмитриевна, была женщиной набожной и много времени проводила за молитвой.
Юность и первые успехи врача-хирурга
Через некоторое время из Керчи семья переехала в Киев. Здесь Валентин посещал гимназию, после чего перед ним встал выбор, кем быть в будущем: художником или врачом. Стоит отметить, что и к тому, и к другому делу у юноши были весьма неплохие способности. Первый экзамен на медицинский факультет был провален, и парень решил поступать в Академию художеств, но дожидаться экзаменов не стал. Юноша слушал лекции на юридическом, брал частные уроки по рисованию, но в это же время решил, что художник не сможет принести столько пользы людям, сколько врач. В 1989 году Валентину удается поступить на медицинский факультет. Период юности и поиска собственного пути ознаменовался парню еще и увлечением толстовством. Валентин полностью отказался от удобств в быту и стал ездить в деревню, чтобы оказать помощь местным мужикам с покосом сена. В это время он серьезно задумывался о переезде в Ясную Поляну. Однако, после прочтения трактата Толстого «В чем моя вера», в учениях он был разочарован. Валентин был успешным студентам, он познавал науку с одной простой целью – лечить простых людей. После сдачи выпускных экзаменов, студенты наперебой говорили о своих планах на будущее. Все были уверены, что Валентин Феликсович станет популярным врачом в столице, но он выбрал иной путь и решил стать «мужицким» врачом. Позже, он писал про свое решение следующее: «Когда все мы получили дипломы, товарищи по курсу спросили меня, чем я намерен заняться. Когда я ответил, что намерен быть земским врачом, они с широко открытыми глазами сказали: «Как, Вы будете земским врачом?! Ведь Вы ученый по призванию!» Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям». В скором времени Валентин начнет работу в госпитале Красного Креста в качестве хирурга. Во время русско-японской войны, специалист был отправлен в зону боевых действий, где стал заведующим хирургического отделения. Здесь он столкнулся с тем, что в медицине тех лет не было ни единого представления о гнойных заболеваниях, к тому же, техники обезболивания и анестезии были очень слабыми. В Чите мужчина впервые встретил Анну Ланскую, которая также работала в госпитале в качестве медицинской сестры хирургического отделения. Девушка была очень кроткой и верующей. В скором времени пара обвенчалась.
Земский врач Войно-Ясенецкий
Многие годы молодой врач и его супруга странствовали по России. Симбирская, Черкасская, Курская, Владимирская, Саратовская губернии – здесь перспективный доктор организовывал новые больничные места, проводил профилактику инфекционных заболеваний, обучал своих коллег, даже создавал для них профильные библиотеки, принимал больных сам и много оперировал. Валентин никогда не разделял своих пациентов на богатых и бедных, для него были равны представители привилегированного класса и простые мужики. По этой причине он нередко сталкивался с проблемами от властей. В этот период началась работа врача по докторской диссертации по регионарной анестезии.
Смерть жены
Монография под названием «Регионарная анестезия» была выпущена в 1915 году. В основу врач взял собственные наблюдения в госпитале и больницах. В своем издании Валентин Иосифович рассказывал о собственной методики обезболивания, за счет блокировки нерва, передающего болевой сигнал от оперируемого органа. Диссертация была защищена уже через год, за что Войно-Ясенецкий был удостоен звания доктора медицинских наук. После напечатания рукописи, она мгновенно была раскуплена. Позже Святой Лука говорил об этом в своей автобиографии под названием «Я полюбил страдание»: «За свою диссертацию я получил от Варшавского университета крупную премию имени Хойнацкого в девятьсот рублей золотом, предназначавшуюся «за лучшие сочинения, пролагающие новый путь в медицине». Однако денег этих мне не пришлось получить, потому что книга была напечатана небольшим тиражом, только в семьсот пятьдесят экземпляров, и быстро распродана в книжных магазинах, куда я неосторожно разослал их, и я не мог представить в Варшавский университет требуемого количества экземпляров». Частые переезды, плохие условия для жизни и недостаток средств негативно сказались на состоянии здоровья супруги доктора. Женщина заболела, муж диагностировал у нее чахотку. В тот период у семьи было уже четверо детей. Валентин Феликсович написал прошение о переводе в Ташкент. Он думал, что сухой и горячий воздух этой местности пойдет на пользу жене. В Ташкент семья перебралась в 1917 году. Через 2 года здесь начался бунт против большевиков, который был подавлен. ЗА ним начались аресты, в результате чего был схвачен и Валентин Феликсович. Выпустили его достаточно быстро, однако, эта ситуация негативно сказалась на состоянии жены, она начала умирать. Муж практически все время находился рядом с ней, а в последние часы жизни вводил ей морфий, чтобы облегчить участь. Когда Анна Ланская умерла, Войно-Ясенецкий сам читал над ней Псалтырь.
Принятие сана священника
Смерть жены дала толчок для нового этапа в духовной жизни Валентина Феликсовича. До этих пор он был просто христианином, добрым и хорошим человеком. Теперь же, посещение церкви стало более частым, врач принимал активное участие в жизни епархии. Коллеги-врачи заметили, что теперь Войно-Ясенецкий обязательно осенял себя и пациента крестом перед операцией, независимо от того, был ли тот христианином или иноверцем. Однажды ему указали, что больной является татарином, на что врач ответил «Религии разные, Бог один!». Смерть любимой не смогла сломить врача. Он продолжал много работать, оперировать, давать медицинские лекции и был заведующим кафедрой. Участие в жизни епархии не прошло без внимания священноначалия. Валентину Феликсовичу поступило предложение стать священником. Несмотря на жесткие гонения церкви в те времена, врач без колебаний принял предложение. Сначала он стал чтецом, иподиаконом, а в последствии диаконом. В 1921 году произошло рукоположение в иереи. С этих пор, на работу и на лекции врач приходил обязательно в рясе и с крестом. В операционной теперь располагалась икона Богородицы, а перед проведением самой операции, врач обязательно молился.
Годы гонений
Первая ссылка
В этот период правительством велась жесткая пропаганда атеизма, большевики хотели уничтожить церковь и религию. Наряду с этим, в церкви начало развиваться так называемое движение обновленчества. Священнослужители призывали найти с властью компромисс. С первых дней, как отец Валентин начал свою службу, он стал вести собственную борьбу и с властью большевиков и с обновленчеством. В столице Туркестана в 1921 году начался революционный суд над так называемыми «врачами-вредителями», которые обвинялись в том, что не оказали медицинской помощи красноармейцам, доставленным из Бухары. Так как раненных было слишком большое количество, первым оказывали помощь самым тяжелым. Остальным, у которых травмы были легкими, оставили до утра. Отца Валентина пригласили на это дело в качестве эксперта. Священнослужитель провел интересный разговор с обвинителем по имени Петерс, который спросил его: «Вы верите в Бога, но разве Вы его видели?». На что отец ответил: «Бога я действительно не видел. Но проводя хирургические операции на мозге, я не видел так же и ума, и совести». Вопрос о том, как столь образованный человек может верить в Бога преследовал Валентина Феликсовича всю жизнь. У святителя же, подобных противоречий в голове не существовало. Будучи ученым, он изучал загадки человеческого тела, одновременно восторгаясь, какую мудрость и красоту Бог заложил в это творение. Врачей, навредивших солдатам красной армии, спасти от расстрела удалось. В скором времени в Туркестане создали высшее церковное управление, задачей которого было заставить священнослужителей перейти в обновленческое движение. Период был очень тяжелым и именно тогда отец Валентин смог сплотить вокруг себя тех, кто оставался противником раскола церкви. Монашеский постриг по имени Лука состоялся в 1923 году. Это имя было выбрано не случайно, ведь апостол Лука исцелял людей и был живописцем. Совсем скоро отец Лука стал архиереем и возглавил Туркестанскую епархию. Меньше, чем через месяц, епископа Луку арестовали. Вместе с другими священниками, его обвиняли в саботировании распоряжений власти, создании бунтов и агитации. Пребывая в тюрьме, Валентин Феликсович закончил работу над написанием первой части «Очерков гнойной хирургии», которая по сей день является основным пособием в этой медицинской области. По приговору, епископ был выслан в Нарымский край. Когда его отправляли из Ташкента, церковные прихожане буквально ложились на рельсы, чтобы поезд не смог тронуться с места. Только силами самого Луки, удалось поднять людей. В город Енисейск Лука прибыл в 1924 году, это было место его ссылки. Здесь он принимал пациентов, а вот Богослужения проводил в стенах дома, чтобы не переступать порог обновленческих храмов. За время этой ссылки, владыке приходилось несколько раз менять пункт пребывания. Из Енисейска его отправили в деревню Хая, после в Туруханск, а затем в заполярную деревню Плахино. В каждом месте он продолжал исполнять свой архиерейский долг, помогая людям и врачебным делом. Лука лечил больных, боролся с обновленчеством, а его проповеди имели отклик у паствы. В больнице Турухана святой Лука был единственным врачом, поэтому власть закрывала глаза на то, что он имел привычку молить до начала операции, а также давал больным свое благословение. В это же время, медицинские журналы России и за ее пределами, выходят статьи от доктора Войно-Ясенецкого. Ссылка окончилась в 1925 году, после чего Лука вернулся в Туркестан.
Вторая ссылка
Вернувшись в Туркестан, владыка столкнулся с тем, что его не взяли на работу на медицинскую кафедру и в госпиталь. По этой причине пришлось начинать частную практику. Больных приводили добровольные помощники и врач помогал им справиться с недугом. В 1929 году против владыки луки завели новое дело. На этот раз его обвиняли в убийстве доктора Михайловского. Бедный мужчина не смог смириться с потерей сына и усердно работал над оживлением мертвой материи. В конечном итоге доктор сошел с ума и покончил жизнь самоубийством. Супруга Михайловского быстро отправилась к епископу Луке, прося дать свидетельствование того, что ее муж лишился рассудка. В противном случае, его бы нес могли похоронить по христианским обычаям. И владыка пошел на встречу убитой горем жене. ОГПУ тут же завело дело об убийстве. По их версии, супруга Михайловского убила своего мужа, при подстрекательстве епископа Луки, чтобы прервать проводимые им опыты, которые противоречили религиозным взглядам. В это же время, рукопись «Очерков гнойной хирургии, была одобрена медицинским издательством. Последние доработки очерка профессор проводил снова в тюрьме, где и начинал работу над ними. Согласно приговор, епископа Луку отправили на Север – в город Котлас, а после, в Архангельск. И здесь профессор продолжал принимать больных и помогать им. Ссылка длилась до 1933 года. В это время «Очерки гнойной хирургии» были опубликованы и приобрели огромную известность у врачей всего мира. Владыка вернулся в любимый Ташкент и вновь принялся оперировать и принимать больных. Этому благому делу не помешала и резвившаяся болезнь, которая привела к слепоте одного глаза.
Третья ссылка
Еще один арест владыки Луки случился в 1937 году. Теперь его обвиняли в недовольстве властью, вредительстве пациентам, а также в сотрудничестве с вражеской разведкой. Чтобы владыка сознался, над ним провели изощренную пытку под названием «Конвейер». Следователи постоянно сменяли друг друга, а доктору не давали закрыть глаза ни на одну минуту. На тот момент священнику было уже 60 лет, его заставляли часами стоять на ногах, обливали холодной водой. Сознание доктора мутилось, начались галлюцинации. Вся эта дикая расправа длилась на протяжении 13 дней. Подследственный не признавал своей вины и даже объявил голодовку. Истязания сменились новыми. Все же, мучители добились своего. Лука потерял контроль над собой и подписал признание об участии в заговоре против советской власти. Дело велось на протяжении двух лет. Приговор озвучили осужденному в начале 1940 года. Владыку Луку сослали в Сибирь под город Красноярск. Здесь он работал врачом в одной из районных больниц. Когда Германия напала на СССР, Валентин Феликсович отправил телеграмму Калинину, где указывал, что является врачом с большим опытом и может быть полезен для армии: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий… являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку».
Епископ Лука
Лука стал главным хирургом в одном из госпиталей. Раненые солдаты поступали в огромных количествах, пострадавших, а значит и работы, было очень много. Войно-Ясенецкий оперировал по 4 раза в день. В 1942 году Лука получил сан Архиепископа, ему же поручили управлять епархией в Красноярске.
Награды и признание Архиепископа Луки
В период военных действий, советская власть стала более терпимой к церкви. Люди остро нуждались в духовной поддержке, поэтому власть позволяла открывать новые храмы. В селе Николаевка в 1943 году открыли скромную церквушку, в которой Архиепископ наконец-то смог служить. В Красноярске владыка находился до 1944 года, много оперировал и совершал Богослужения. Среди населения он пользовался уважением. Современники тех лет отмечали, что ни в одном из эвакогоспиталей не было столько выздоровевших и вернувшихся в строй солдат, сколько в том, где врачевал Войно-Ясенецкий. Когда владыка Лука входил в какое-либо помещение, все люди в нем вставали, независимо от их религиозных взглядов и рода деятельности. С одобрения властей, в 1943 году Лука отправлялся в столицу, где участвовал в Поместном Соборе. Владыку избрали членом Священного Синода. Однако, от такого признания через некоторое время ему пришлось отказаться. Добираться в Красноярск в те времена приходилось не менее двух недель, это негативно сказалось бы на работе госпиталя. Несмотря на это, Лука оставался ярым участником церковной и общественной жизни страны. В «Журнале Московской Патриархии» были опубликованы статьи Валентина Феликсовича о борьбе с фашизмом и защите Родины. Совсем скоро здоровье Архиепископа значительно ухудшилось и ему пришлось просить о переводе в европейскую часть страны. Красноярские власти всеми силами старались удержать владыку в городе. Они предоставляли ему хорошую квартиру, знакомили с новейшей медицинской литературой. Госпиталь был переведен из Красноярска в Тамбов в 1944 году, а вместе с ним сюда перебрался и архиепископ. Не оставляя врачебной деятельности, Лука стал руководителем Тамбовской кафедрой. Архиепископ часто проповедовал, а проповеди записывались и распространялись среди народа. Более 20 приходов, благодаря усилиям архиепископа, было открыто в епархии. Возрождение церкви требовало прихода новых священнослужителей, для чего Лука рукополагал прихожан в иереи. Для обновленческих священников он разработал обряд покаяния, благодаря которому можно было вернуться в лоно Московского Патриархата. Дополнительно, владыка дал новую жизнь архиерейскому хору. Важными заслугами архиепископа Луки в те времена стали: сбор денег для танковой колонны Дмитрия Донского и авиаэскадрильи Александра Невского. Общими силами верующие собрали свыше 250 000 рублей. Владыка Лука был удостоен следующих наград:
- 1945 г. — главная награда архиерея – право ношения на клобуке бриллиантового креста за проповедническую и общественную деятельность;
- 1945 г. медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»;
- 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий стал лауреатом Сталинской премии первой степени за разработку новейших хирургических методов лечения.
Богословский труд «Дух, душа и тело»
Глубоко верующий человек, архиерей, любил не только не церковь, он был еще и ученым, получившим отличное естественно-научное образование. Многим людям, столь противоречивое сочетание совершенно непонятно, ведь наука и религия – полярные противоположности. Доктор Войно-Ясенецкий не видел в этом никаких противоречий. К такой осознанности его привел духовный и практический опыт долгих лет. После окончания войны, профессор написал труд из двух томов, первый из которых носил название «Дух, душа и тело», а второй «Наука и религия». В первом томе профессор вводит такое понятие, как христианская антропология. Он представляет для себя человека, как совокупность духа, тела и души. Архиепископ рассуждает о передаче духовной энергии от человека к человеку. По его мнению, эта субстанция нематериальная, но крайне ощутимая, а потому, отрицать ее нельзя. Дух человека он рассматривает, как субстрат памяти, при этом более сильный, чем человеческий мозг. Заповедь «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный» он представлял постоянном совершенствовании духа человека и бессмертии души. Второй том трактата говорит о том, что вера в Бога нисколько не противоречит науке, а наоборот, помогает ей.
Крымская кафедра: последнее место служения и погребения
Получив титул архиепископа Симферопольского и Крымского, Лука был направлен на кафедру в Симферополь в 1946 году. В те времена, Крым для священника не был курортом. Приходские священники были настолько бедны, что им едва хватало денег на обычную постную еду, речи об одежде и обуви уже не шло вовсе. Священники дополнительно выполняли любые черные работы, чтобы прокормить свои семьи. В те времена в Крыму было 58 приходов, а картина в них была абсолютно одинаковой – нехватка священнослужителей и разрушенные храмы. Крепкими были только те приходу, которые населяли болгары и греки. После их высылки с полуострова, местные жители боялись или не хотели посещать храмы. Владыка Лука ездил по приходам самостоятельно, читал проповеди и делал многое для большего образования священнослужителей. В Крыму, работать в больнице профессору не дали, но некоторое время он все же принимал больных у себя дома. Но вскоре, принял решение бросить все свои силы на дела епархии. Проповеди, которые произносились Лукой в эти времена, являются основным массивом собрания сочинений архиепископа Луки, опубликованного Московской духовной академией в количестве 12 томов. В 1958 году святой Лука потерял зрение, но и ослепнув, он не прекратил свое служение церкви. Он так же вел службы, встречался с людьми и читал проповеди. При этом, окружающие не все могли догадаться о его слепоте, потому что он точно знал последовательность Богослужения. Владыка Лука умер в 1961 году в День всех святых, в земле Российской просиявших. Весь город собрался на его похороны. Масштабная процессия длилась несколько часов.
Прославление
Могила святого Луки стала местом, где собирались сотни верующих. Люди съезжались сюда не только со всего Крыма, но и из других мест. Люди молились об исцелении, и святой, будучи мертвым, продолжа помогать страждущим, исцелял больных. В 1955 году Лука был причислен к лику местночтимых святых, мощи его были извлечены и помещены в стены храма в Симферополе. В 2000 году святого Луку причислили к сонму святых новомучеников и исповедников Российских. Не только в России, но и в Греции почитают святого Луку. Множество храмов посвящено этому священнослужителю, а на иконах его изображают с медицинскими инструментами в руках. На конференциях в этой стране изучают не только научное, но богословское наследие владыки. Каждый год в Симферополь прибывают сотни паломников из Греции, которые хотят поклониться местам, в которых провел свои последние годы жизни святой Лука. Мощи хранятся в серебряной раке, материал для которой был передан из Греции. В доме, где архиепископ жил последние годы, создана часовня. В Симферополе обустроен парк имени святого Луки, ему де поставили здесь памятник. 30 апреля 2015 года в России в прокат выходит исторический художественный фильм от режиссера Александра Пархоменко. Картина посвящена святому Луке Крымскому и называется «Исцелить страх». В главной роли – Виталий Безруков.
Чудеса и случаи помощи святого Луки Крымского
Святитель оказывает помощь людям даже после своего ухода в мир иной. Существует много свидетелей и те, которому помог святой лично. Вот некоторые из таких случаев:
- У педагога из Крыма Валентины диагностировали формирование кисты. Она долго молилась святому Луке и читала акафисты. Уже через 2 месяца на обследовании выяснилось, что новообразование исчезло само собой.
- В больничном храме святого Луки в Днепропетровске, когда особенно тяжелым больным нужна помощь, в храме раздаются звуки Богослужения, там звучат голоса и распространяется запах ладана. Икона святого покрывается капельками мира.
- В больницу в Афинах привезли семью с тяжелейшим отравлением. Спасти их было уже практически невозможно, но врач, помолился о них святому Луке, и семья осталась жива.
- Мальчик из Греции выздоровел после страшной болезни, когда приложил фотографию святого луки к своему телу под одеждой.
Это всего лишь несколько примеров из всех чудес у мощей святого, на самом деле, их намного больше. Те люди, которые не могут сами добраться до мощей святого Луки, берут освященное масло на его мощах и обмазывают им себя во время проблем со здоровьем, читая следующую молитву «Святителю отче Луко, моли Бога о нас!». Святой слышит каждое прошение и помогает людям быть здоровыми.
О чем молятся святому Луке
Тем, кто узнает подробнее, кто такой святой Лука, задаются вопросом, а о чем именно можно просить этого святого? Как и других святых, Луку можно просить о помощи при любых трудностях, но так, как при жизни он был врачом, многие молитвы направлены ему во имя исцеления. Святой Лука стал настоящим покровителем врачей, он помогает им в их медицинской и хирургической деятельности. Несправедливо осужденные люди, также обращаются за помощью к святому Луке в своих молитвах.
О, всеблаже́нный испове́дниче, святи́телю о́тче на́ш Луко́, вели́кий уго́дниче Христо́в. Со умиле́нием прикло́ньше коле́на серде́ц на́ших, и припа́дая к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, я́коже ча́да отца́ мо́лим тя́ всеусе́рдно: услы́ши на́с гре́шных и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколюби́вому Бо́гу. Ему́же ты́ ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки а́нгел предстои́ши. Ве́руем бо, я́ко ты́ лю́биши ны́ то́ю же любо́вию, е́юже вся́ бли́жния возлюби́л еси́, пребыва́я на земли́. Испроси́ у Христа́ Бо́га на́шего, да утверди́т ча́д Свои́х в ду́хе пра́выя ве́ры и благоче́стия: па́стырям да да́ст святу́ю ре́вность и попече́ние о спасе́нии вве́ренных и́м люде́й: пра́во ве́рующия соблюда́ти, сла́быя и немощны́я в ве́ре укрепля́ти, неве́дущия наставля́ти, проти́вныя облича́ти. Все́м на́м пода́й да́р коему́ждо благопотре́бен, и вся́ я́же к жи́зни вре́менней и к ве́чному спасе́нию поле́зная. Градо́в на́ших утвержде́ние, земли́ плодоно́сие, от гла́да и па́губы избавле́ние. Скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, заблу́ждшим на пу́ть и́стины возвраще́ние, роди́телем благослове́ние, ча́дам в стра́хе Госпо́днем воспита́ние и науче́ние, си́рым и убо́гим по́мощь и заступле́ние. Пода́ждь на́м все́м твое́ архипа́стырское благослове́ние, да таково́е моли́твенное хода́тайство иму́щи, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем вся́кия вражды́ и нестрое́ний, ересе́й и раско́лов. Наста́ви на́с на пу́ть, веду́щий в селе́ния пра́ведных, и моли́ о на́с всеси́льнаго Бо́га, да в ве́чней жи́зни сподо́бимся с тобо́ю непреста́нно сла́вити Единосу́щную и Неразде́льную Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.
Дни памяти
Память свт. Луки Симферопольского совершается:
- 18 марта – обретение мощей;
- 11 июня – преставление.
Храмы и памятники
Главным храмом, который связывают со святым Лукой является Свято-Троицкий собор в Симферополе. Здесь покоятся его мощи, а паломники со всего света спешат посетить храм и приложиться к ним. Храмы имени святого Луки расположены в Москве, Воронеже, Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске, Перми и т.д. Зачастую они являются часовнями или церквями при больницах. Неким памятником подвижнической деятельности Луки является поезд, названный в его честь. Правильное название звучит так – передвижной медико-консультативный центр «Доктор Войно-Ясенецкий – святитель Лука». Этот поезд передвигается по Красноярскому краю, где существует проблема недостатка специалистов и лечебных учреждений.
Иконы святого Луки Крымского