Мы редко знаем подробности о жизни наших небесных покровителей. Их история скрывается за пеленой времени. Но есть угодники Божьи, о которых пели акафисты, служили молебны, и есть люди, которые знали их лично. Для них святой Лука Крымский – не только пример для подражания, но и отец, дедушка, прадедушка. Такова семья святителя Луки.
Семейное наследие
Войно-Ясенецкие – древний, хотя обедневший, белорусский дворянский род. Дед святителя жил в «курной избе», а его отец, Феликс Станиславович, получил медицинское образование и открыл частную аптеку. Но через два года предприятие разорилось. Феликс Станиславович работал по транспортному ведомству и неплохо зарабатывал, что позволило детям получить образование.
Валентин и Анна: Судьба врачей
Валентин, сын святителя, изначально хотел стать художником, но его стремление помогать людям оказалось сильнее. Он окончил медицинский университет в Киеве и стал врачом. Его первым местом работы стал местный госпиталь, где он встретил свою будущую жену, Анну Ланскую.
Анна была известна своей самоотверженностью и ее коллеги и пациенты называли ее «святой сестрой» из-за ее преданности и обета не выходить замуж. Многие пытались свататься к Анне, но только Валентин был настойчивым. Именно так началась эта семья. Анна Васильевна стала не только любящей женой и поддержкой Валентина в его работе, но также помощницей в его врачебной практике.
Работа, наука и дети
Супруги отдавали себя полностью в помощь ближним. Доктор Валентин Войно-Ясенецкий работал в разных местах, включая больницы в Чите, Симбирске, Ардатове, Курске и Орлове. Но он также находил время для научной работы и написал книгу о местной анестезии.
Семейная жизнь и потеря
Валентин и Анна были счастливой парой. В период с 1907 по 1913 год они родили четверых детей: Михаила, Алексея, Валентина и Елену. Но в 1916 году мирная жизнь семьи нарушилась, когда Анна заболела туберкулезом.
Валентин решил спасти свою жену и перевез ее в Ташкент, где изменение климата считалось методом лечения туберкулеза. Но тогда страна была на грани гражданской войны, а политические бури и переживания затронули их. К тому же, здоровье Анны не улучшалось. После того, как Валентина Феликсовича арестовали по ложному обвинению, Анне Васильевне стало еще хуже. В октябре 1919 года она умерла, оставив Валентину четверых детей в возрасте от 6 до 12 лет.
Принятие священного сана и монашество
С тех пор смысл жизни доктора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого стал связан с верой. Возможно, это стало очевидным в последние недели жизни его жены, когда они вместе читали Евангелие или когда он ночами читал Псалтирь у ее гроба. Теперь он молится больше, посещает богослужения.
Епископ Иннокентий (Пустынский), ташкентский архиерей, заметил его активное участие в церковных делах во время гонений на Церковь, когда пастырей часто арестовывали. Иннокентий предложил Валентину принять священный сан. Валентин Феликсович принял это предложение как волю Божью. Однако он не оставил своей врачебной практики и продолжал работать врачом, появляясь на операциях в священнической рясе и с иерейским крестом – даже во время гонений на Церковь!
Вскоре Валентин принял монашество в своем собственном доме и принял имя Лука. 31 мая 1923 года он был рукоположен во епископа Барнаульского и Томского. Однако он не смог отправиться к своей пастве и, с согласия священноначалия, возглавил Ташкентскую кафедру.
Здесь начались первые из четырех его арестов. Он провел 11 лет в ссылках и лагерях. Только с 1946 года, благодаря своим заслугам в медицине, власти прекратили его преследования и даже присудили ему Сталинскую премию. Последней кафедрой святителя стали Крымская и Симферопольская, где он скончался в 1961 году.
Три сына и дочь
После смерти матери молодая коллега Валентина Феликсовича, медицинская сестра Софья Велецкая, взяла на себя заботу о его четверых детях. Воспоминая о своей умершей жене, Валентин остановился на словах Псалма: «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112:9). И тут ему пришла на память Софья, которая недавно овдовела и не имела детей. Он предложил ей жить в их доме и заботиться о сиротах. Софья Сергеевна стала второй матерью для детей и была называема святителем «моим ангелом». Она жила семьей до самой своей кончины, проживая у младшего сына, Валентина.
Судьба детей «врага народа», монаха и архиерея оказалась непростой. Им пришлось выдержать гонения и преследования из-за своего «происхождения».
- Михаил (1907-1993) после первого ареста отца семья осталась в Ташкенте. Он попытался поступить в медицинский институт в 1927 году, но не был принят из-за связи с «преступником». Однако усилия людей, которые глубоко уважали его отца, позволили Михаилу стать студентом. Впоследствии он выбрал специальность патологоанатома и стал заведующим лабораторией Всесоюзного института экспериментальной медицины в Ленинграде. Врачебная династия продолжилась через его сына и внучку.
- Алексей (1909-1985) прошел непростой путь к своей профессии. Как сын «врага народа», ему было сложно продолжить образование. Он работал фотографом и чертежником, прежде чем смог поступить на биологический факультет Ленинградского университета в 1934 году. Впоследствии он стал известным биологом, проводя исследования воздействия полетов на нервную систему летчиков. После ареста своего наставника, академика Орбели, он остался его верным учеником и продолжил его работу. Алексей Валентинович возглавил лабораторию и сделал значительный вклад в космонавтику.
- Валентин (1913-1992) работал в Одессе в Институте глазных болезней, где был заведующим отделением. Он был одним из крупнейших специалистов-офтальмологов и автором множества научных статей и книг. Кроме своих врачебных навыков, он унаследовал талант художника от своего отца и создал портреты святителя Луки и его матери Анны Васильевны.
- Дочь святителя, Елена (1908-1971), работала врачом-эпидемиологом в Ташкенте. У нее были две дочери, одна из которых живет в Иваново, а другая уехала в Бельгию.
Внучка святителя, Ольга Валентиновна, стала крупным специалистом по патологоанатомии на Украине. Она получила медицинское образование в Одессе и создала патологоанатомическое бюро. Она сохраняет память о святом Луке и написала воспоминания о нем, основанные на своих детских впечатлениях.
Взаимоотношения святителя Луки с детьми: близость и терпимость
Михаил, самый близкий к отцу из детей, вспоминает свое детство: «Отец работает днем, вечером, ночью. Утром мы его не видим, он уходит в больницу рано. Обедаем вместе, но отец остается молчаливым, чаще всего читает за столом. Мать тоже не слишком многоречива». Работа доктора, поглощающая всё его время, не оставляла ему много возможностей для общения с детьми. Не стало легче после смерти жены, а когда святитель стал исповедником и был сослан, он не видел своих детей годами, лишь изредка помогая им небольшими деньгами. Тем не менее, дети всегда сохраняли любовь к отцу и не жаловались на лишения, которые приходилось переживать.
Держаться вместе
Майя Дмитриевна Прозоровская, внучатая племянница святителя, говорит: «Войно-Ясенецкие всегда старались держаться вместе – и в беде, и в радости». И дети святителя тоже были такими. Когда он стал архиереем Крымской кафедры, они ежегодно с семьями приезжали в Алушту, где жил святитель, снимая маленький домик. Здесь, по воспоминаниям родных, часто собиралось до 15 человек. Сыновья, занимающие видные должности, старались помогать отцу деньгами, понимая, что все его доходы уходят на помощь нуждающимся.
Вопросы веры
Любя отца и восхищаясь его научными достижениями, дети святителя часто не разделяли его религиозных убеждений. Особенно трудно было святителю с его старшим сыном, которого он неоднократно пытался переубедить и отвратить от атеистических взглядов, распространенных в советском обществе, особенно среди людей занимающих высокие административные посты. Михаил Валентинович вспоминает: «С ним было интересно и полезно обсуждать научные и житейские вопросы. Но когда разговор заходил о религии, он становился крайне непримиримым и не признавал сомнений в существовании ангелов, чертей и даже ведьм… Мы старались такие разговоры избегать». В 1984 году Михаил Валентинович вспоминал, что иногда, когда он посещал отца, помогал ему в алтаре, но рассматривал это как простую игру. Есть воспоминания родных, что в последние годы жизни Михаил Валентинович иногда посещал богослужения.
Потомки святителя Луки
Семья святителя старается сохранить его память. Многие его родственники оставили воспоминания о встречах со святителем и его личности. Среди них Майя (Мария) Дмитриевна Прозоровская, проживающая в Крыму, которая поделилась своими воспоминаниями на страницах прессы, а также Владимир Александрович Лисичкин, доктор экономических наук, президент Фонда святителя Луки. Он был одним из инициаторов причисления святителя Луки к лику святых в 1995 году и собирал материалы о его жизни. Владимир Александрович написал около десятка книг о святителе Луке.
Интересный факт
Именно Владимиру Александровичу Лисичкину в 2000 году удалось добиться реабилитации святителя, который, несмотря на свою канонизацию, по-прежнему числился преступником в официальных документах. Сегодня любые воспоминания о святителе Луке ценны, они помогают нам лучше понять его жизнь и личность. Жизнь святителя, прожитая среди гонений, остается в памяти его родных, каждый из которых, идя своим путем, сохраняет фрагменты опыта и личности этого великого подвижника.