Проповедь священномученика Серафима (Чичагова) о святой Марии Египетской
Во время Великого поста священники не раз вспоминают Марию Египетскую в своих проповедях. В них идет речь о том, как святая отправилась в пустыню и долго каялась в своих грехах. Отмечается особенное значение одного слова, которое можно сравнить с хорошим иконописным образом. Об этом говорил в своей проповеди «О призыве Божием» священномученик Серафим (Чичагов). Вероятно, данное наставление известно не всем. В его заглавии нет имени Марии Египетской. Но в этой проповеди в основном говорится о ней. Особо следует выделить глубокую и емкую строку, выражающую смысл жития преподобной. Она позволяет лучше разобраться в чудесных событиях, которые произошли в жизни Марии Египетской по воле Бога. В проповеди священномученика Серафима есть такая строка: «…по прошествии 47 лет старец-инок Зосима однажды встретил ее в пустыне ночью, эту — из великих грешниц — великую праведницу…». Преподобную Марию Египетскую называют «помилованная» Богом, что является верным утверждением. Далеко не все чувствуют и передают безмерное милосердие Божие. Что хотел выразить этими словами священномученик Серафим? Он отринул грешное прошлое Марии, которая была блудницей, но стала величайшей святой и сейчас находится в раю с другими девами. Грех закрадывается в человеческую душу. Люди осуждают грешников и долго помнят о них. Божию меру следует представлять иной. Христос не вспоминал об «оставивших Его» апостолах, «отрекшемся от Него» Петре, «сочувствовавшем избиению архидиакона Стефана» Павле. Для Спасителя они остались учениками и первоверховными апостолами Петром и Павлом. Христос учит истинному прощению, которое в полной мере изглаживает всю прошлую жизнь раскаявшегося верующего, переходящего в новое «немыслимое», «метафизическое» состояние, данное ему по «щедротам» Господним. Великая грешница Мария Египетская вдруг стала великой праведницей. Почему? И что данным примером хотел нам показать Господь? В этом нет никакого утрирования и сомнительного смещения акцентов. Тут вспоминается замечательная проповедь о преподобной с неожиданными и, скорее всего, поспешными словами: «Сколько теперь в России таких «Марий Египетских»!» — «Сколько?» — спросите и вы. Священник, который постоянно принимает исповеди, переживает чужие боли, как свои. Он должен заботиться и о людях, не покаявшихся в своих грехах. В этом прорвавшемся крике отсутствует Бог и те же «Марии Египетские». Какое покаяние выведет грешника на 47 лет в пустынную местность за Иорданом, сделает его подвижником и аскетом? Но и это не главное. В проповеди преподобного Зосимы об освятившейся Марии говорится, как о «сокровище», по благословению которой пришла великая радость, но и большой страх из-за того, что он ее больше не увидит. Ее нельзя «типизировать» или говорить, что ей не стоит подражать. Прошлое святой исчезло, растворилось после покаяния. Поразительное житие преподобной Марии Египетской отмечают священники. В нем много совершенного бесстрастия. Святая полностью «отдала» себя Всевышнему, когда свидетельствовала при исповедующем ее иереем и каялась в собственных грехах. В своей исповеди она обращалась ко всем христианам. В то время существовала традиция открытого раскаяния. Мария Египетская не оправдывала свои поступки, но и не воспринимала их болезненно, так как они уже были совершены, осознаны, оплаканы и изжиты. Святая очистила свою душу от прошлых страстей, которые могли ее погубить. Покаяние преподобной перед иереем с соблюдением церковных правил не было равнодушным. Мария Египетская повторно пережила события, после которых прошло практически полвека. Она исповедовалась преподобному Зосиме, как святая. Священномученик Серафим (Чичагов) в своей проповеди рассказал о житии преподобной и о том, как Бог устроил так, что Мария Египетская была спасена до того, как обратилась к Всевышнему, под воздействием, на первый взгляд, «случайных» обстоятельств, которые привели грешницу к Кресту Господню.
Красивая женщина
В Иерусалиме намечался праздник Воздвижения Креста Господня. Многочисленные паломники заполнили узкие улочки города, в котором появилась величайшая святыня – Крест Господень. Его нашла царица Елена. В пестрой толпе можно было заметить одну смуглую и стройную египтянку, у которой выделялись порывистые движения и быстрый взгляд. Эта женщина не была похожа на типичную христианку. Она имела горделивый облик и вела себя, как настоящая красавица. После открытия храмовых ворот любопытная женщина пошла за другими паломниками. Она приложила определенные усилия, чтобы приблизиться к храмовому притвору. Люди беспрепятственно заходили в церковь, но египтянка остановилась на пороге. Женщина хотела проникнуть внутрь с другим потоком, но это у нее не получилось. Волна отбрасывала красавицу от двери. Египтянка прилагала дополнительные усилия и изнеможенная взошла на порог церкви, но из-за происходившего движения она снова оказывалась сзади. Такое происходило с ней довольно долго. Женщина впала в уныние. У нее закончились силы. Красавица стояла у стены, где начинался притвор. В этот момент она догадалась, что Бог не пускает ее в храм. Египтянка ощутила это явно и остро, пробудив свою совесть, что стало для нее настоящим озарением, приведшим к серьезным изменениям в жизни Марии Египетской.
Окольные пути
В подростковом возрасте сформировавшаяся девушка тайно покинула родительский дом и в течение 17 лет не появлялась там. Она отринула «прозаичную» жизнь и начала новую в качестве свободной и счастливой хозяйки собственной судьбы. Девушка жила с постыдной страстью внутри. Мария Египетская связала свою жизнь с падшими людьми не из-за бедности или корысти, а из-за порока, который поглотил ее душу. У девушки для этого даже был повод – собственная молодость и редкая красота. В Иерусалиме она побывала не как паломница, прибывшая посетить святые места. Мария покинула Александрию на корабле и по воле случая оказалась в Иерусалиме. Девушка не планировала посещение именно этого города. Она просто путешествовала. Ей хотелось веселиться и проводить время с другими молодыми людьми. С паломниками Мария практически не общалась. Лишь попав в притвор, египтянка пришла в ужас, поняв, что Господь за ней наблюдает. Явный знак Божий изумил девушку. Женщина поняла, что вся ее красота только внешняя, а внутри она – нечистая и недостойная. Отчаявшаяся Мария стала сильно плакать, после чего увидела икону Богородицы.
Упование на помощь Божией Матери
Дева Мария была противоположностью египтянки. От иконы Богородицы исходило сияние. Девушка чувствовала кроткую, одухотворенную красоту Божией Матери, которая смотрела на нее живым взглядом, проникающим в душу. Также Мария Египетская заметила полуулыбку Богородицы. В ее сердце появилась робкая надежда. Женщина стала своими словами молиться Божией Матери, которая по непонятной причине не гнушалась грешницей, произносившей несвязные, сбивчивые слова вперемешку с плачем. Мария Египетская попросила Богородицу простить ее и вымолить прощение у Господа. Она хотела начать новую жизнь и искупить свои прошлые грехи. Божия Матерь распознала в раскаявшейся блуднице христианскую душу. Прошло немного времени до реального проявления милости Девы Марии. Отзывчивая святая заступница взяла египтянку под свое крыло не как «чужую», «отвергнутую», а в качестве вернувшегося домой ребенка, которого приняли и ободрили родители. После этого Марии Египетской удалось пройти к Распятию. Она увидела Голгофу, упала на колени и почувствовала искупление и прощение всех своих грехов от Господа. Прежняя жизнь осталась для нее в прошлом. Она поклялась, что изменится и станет достойной христианкой. Мария Египетская подошла к иконе Богородицы и продолжала молиться, выказывая своей Заступнице и Поручительнице слова благодарности. Женщина обещала измениться и до нее дошли слова свыше: «Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное упокоение». Мария Египетская надеялась, что Богородица ей поможет. Она видела перед собой образ Девы Марии и с непрекращающейся молитвой в душе женщина направилась в сторону Иордана. Заплаканная христианка вызвала жалость у случайного прохожего, который дал ей три монеты, впоследствии потраченные на покупку трех хлебов. Затем Мария зашла помолиться в церковь Святого Пророка Иоанна Крестителя. Египтянка умылась в реке Иордан, а после этого причастилась Святых Христовых Тайн в храме. Она легла на голую землю и уснула. Рано утром на брошенной лодке Мария переплыла через реку и оказалась в безлюдной пустыне, в которой осталась одна в старом платье и с двумя с половиной хлебами.
Преображение
О подвиге выведенной Господом из мирской жизни Марии Египетской в заиорданской пустыне стало известно монаху Зосиме. Когда начался Великий пост, он отправился в те же места, где находилась святая. Инок увидел невероятно худого, сильно загоревшего, беловолосого скрытого «отшельника», который при виде Зосимы убежал, а потом услышал мольбы монаха и замер. Этот человек попросил у инока какую-нибудь одежду для прикрытия тела. Оказалось, что это практически бесплотное существо, которое встретил отец Зосима, на самом деле является женщиной, бывшей красавицей-египтянкой. Он был поражен ее исповедью. Перед монахом стояла совсем не грешница. Много лет она каялась в грехах и победила свои плотские страсти, пребывая в этом пустынном месте. Ее некогда грешная душа просветлилась, хотя она до сих пор смиренно причисляла себя к худшим людям и продолжала каяться в грехах. Святой Дух подсказал Марии, что перед ней стоит отец Зосима. Подвижнице было известно, откуда монах прибыл в пустыню и какие нестроения есть в его обители. Святая безошибочно процитировала Святое Писание и псалмы, хотя сама была безграмотной, не умела ни читать, ни писать. На глазах Зосимы во время молитвы Мария Египетская зависла в воздухе, не касаясь своими ногами земли. Монах пообещал преподобной, что по прошествии года он придет на берег Иордана и принесет Святые Дары для причащения Марии. Зосима выполнил свое обещание. На его глазах произошло чудо. После того как инок перекрестил реку преподобная, находившаяся на противоположном берегу, пошла по воде, как по суше, для принятия Святых Даров, после чего снова ушла в пустыню. Она попросила отца Зосиму снова прийти к ней через некоторое время туда, где они первый раз встретились. Но на этот раз монах увидел, что святая умерла. Твердая земля содержала начертание имени Марии Египетской и дату ее ухода из земной жизни. В этот день она последний раз причастилась.
В чем помогает святая Мария Египетская
У иконы святой молятся люди, которые отчаялись и запутались в жизни. Мария Египетская служит примером для тех, кто хочет спасти свою душу и искренне сердечно покаяться. Такие люди ждут помощи от Бога и Божией Матери. Они твердо решили оставить свою грешную жизнь в прошлом. У иконы святой всегда установлены многочисленные свечи. Слабые, отверженные, презираемые человеческие души ясно понимают, что Бог ненавидит лишь грехи. У любого человека, который отринет зло, открывается путь к Прощению. Он превращается в дорогое чадо Божие, о котором «на Небе больше радости», чем о не имеющих необходимости в раскаянии. После примирения с Господом душа снова обретет утраченное достоинство и подобие своему Создателю, а с ними мир и спасение.
Молитва преподобной Марии Египетской
О, вели́кая Христо́ва уго́днице преподо́бная Мари́е! На Небеси́ Престо́лу Бо́жию предстоя́щи, на земли́ же ду́хом любве́ с на́ми пребыва́ющи, име́ющи дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ спасти́ рабы́ Его́, к тебе́ с любо́вию притека́ющыя. Испроси́ нам у Великоми́лостиваго Влады́ки и Го́спода ве́ры непоро́чное соблюде́ние, градо́в и ве́сей на́ших утвержде́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, скорбя́щым утеше́ние, неду́гующым — исцеле́ние, па́дшим — возста́ние, заблу́ждшим — укрепле́ние, в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, сирота́м и вдови́цам — заступле́ние и отше́дшим от сего́ жития́ — ве́чное упокое́ние, всем же нам в день Стра́шного Суда́ одесну́ю страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный глас Судии́ Моего́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра, и та́мо пребыва́ния во ве́ки получи́ти. Ами́нь.
Дни памяти Марии Египетской
- 2 апреля (переходящая) – 5-я Неделя Великого поста
- 14 апреля – День преставления
Иконы