Оптинские Старцы

Написать записку

Выберите записку

В 19 веке, признанным временем индивидуализма и вознесения своеволия, существовало особое место, где ученики получали знания от своих духовных учителей, что совсем не соответствовало духу того времени. Этим местом была Оптина Пустынь. 

В 19 веке, признанным временем индивидуализма и вознесения своеволия, существовало особое место, где ученики получали знания от своих духовных учителей, что совсем не соответствовало духу того времени. Этим местом была Оптина Пустынь.   

Первый – «Смиренный Лев» (1768-1841 гг.)

Память 11/24 октября   Главным и первым старцем считается иеросхимонах Лев Наголкин. Он был купеческим служащим в 1797 году, после чего стал послушником. В 1801 году принял постриг под именем Леонид. С этих пор подвижник начинает свой непростой жизненный путь, в течении которого было сменено немало монастырей.    В 1829 году он вернулся на свою родину схимником Львом. С тех пор, отец Лев в возрасте 61 года стал братским духовником. Долгий период он терпел гонения, его не раз выселяли из кельи, не разрешали носить схиму и писали постоянные доносы. При всем этом, к отцу Льву приходило огромное количество людей. Духовником было совершенно немало чудес, начиная от его прозорливости, заканчивая изгнанием бесов.    Из поучений: «Кто дела свои чувствует по Боже, тому и здесь недурно, и там хорошо».  

Старец Макарий (1788-1860 гг.)

Память 7/20 сентября   Михаил Иванов, в последствии отец Макарий, был скромным дворянином, который вел свой путь к иночеству практически с раннего детства. В обитель он попал, уже будучи монахом, а постриг принял в 22 года. Макарий позиционировал себя, как духовный сын отца Льва, который воспринимал его, скорее, другом. Отец Макарий сменил отца Льва на старчестве в 1841 году. Макарий любил безмолвие и его сильно тяготила необходимость постоянно вести разговоры с людьми, приходящими к нему, не любил он отвечать и на многочисленные письма. Однако, отец Макарий смиренно нес свою службу. Наверно поэтому, этот скромный духовник, никогда не заботящийся о собственных нуждах, сотворил много чудес. Больше всего популярность получили изгнания бесов, которые не выносили смирения.    Из поучений: «Есть смирение – все есть, нет смирения – ничего нет».  

Схиархимандрит Моисей (1782-1862 гг.)

Память 16/29 июня Тимофей Путилов, а позже старец Моисей, свой постриг принимал в Свенской мужской обители. Отца Моисея позвали в скит при Оптиной пустыни в 1820 году. Совсем скоро, неожиданностью для него стало назначение Моисея настоятелем монастыря.   В процессе его игуменства возвелось немало храмов, была построена гостиница и многочисленные хозяйственные постройки на территории монастыря. Современники говорили, что отец Моисей нередко начинал новую стройку всего с 15 рублей. Когда подходило время рассчитывать за материалы и работу наемных строителей, случайным образом находился благодетель, который жертвовал нужную сумму денег. При всем этом, обитель занималась помощью нищим, сюда постоянно риходили паломники.    Из поучений: «Если помолишься от сердца о спасении, хотя и мало, спасешься».  

Схиигумен Антоний (1795-1865 гг.)

Память 7/20 августа   Александр Путилов, а позже отец Антоний, являлся братом отца Моисея. Мужчина с детства мечтал стать монахом, и втайне от своих родителей, отправился к брату в скит. Когда старший брат отправился в монастырь настоятелем, отец Антоний возглавил общежитие скита. Антоний был намного моложе своей опытной братии, но при этом, настоятель получил всеобщую любовь. Он зачастую выполнял послушания в одиночестве, видя немощь насельников от старости.    В 1836 году отец Антоний сильно заболел. Окружающие не могли догадаться, что его ноги до колена покрыты страшными, кровоточащими язвами. Несмотря на свое тяжелое состояние, Антоний участвовал с братом в строительстве, а сам нередко выступал настоятелем в монастыре святого Николая в городе Малоярославец.    Из поучений: «Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных».  

Иеросхимонах Иларион (1805–1873 гг.), миссионер и духовник

Память 18 сентября/1 октября   Мать Родиона Пономарева, а позже, старца Илариона, еще с ранних лет сына говорила, что он станет иноком. С юных лет парень тяготел к духовному, ему понравилось миссионерство, вскоре он даже создал братство. Такие успехи были для него неудовлетворительны, ему хотелось большего. Родион стал послушником в 34 года, а потом и келейником отца Макария. Именно под руководителем Макария происходит быстрый духовный рост Илариона. Он отличался гибким умом, смирением и мудростью.    Из поучений: «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце»  

Батюшка Амвросий (1812-1891 гг.)

Память 10/23 октября, 27 июня/10 июля   Александр Гренков, а позже отец Амвросий, имел хорошую семью, отец его был причетником, мальчик успешно окончил семинарию. Юноша был веселым, испытывал особую любовь к жизни, имел большое количество друзей. Такие черты характера вряд ли ассоциировались с его будущей монашеской жизнью. Монахом Александр стал в 1835 году, после тяжелой болезни. Постриг был принят им в 1842 году. Статус иеромонаха получил в 1845 году.    Тяжелая болезнь вскоре вынудила святого Амвросия выйти за штат. Основным занятием для него осталось послушание духовника. К отцу Амвросию приезжало огромное количество людей. Всего несколько его слов могли убрать уныние и вернуть силы на жизнь. Известны много случаев исцелений и прозорливости монаха. Отец Амвросий создал женский монастырь в Шамордино.    Из поучений: «Жить проще — лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит».  

Старец Анатолий (1824-1894 гг.)

Память: 27 июня/10 июля   Алексей Зерцалов, а после иеросхимонах Анатолий, имел отца священника. Согласно семейной традиции, он успешно окончил семинарию и пытался построить карьеру чиновника. Из-за тяжелой болезни в жизни юноши произошел настоящий переворот. Парень жаждал исцеления и начал молиться. Он дал обещание стать иноком в том случае, если получит исцеление. Вскоре парень выздоровел и в 1853 году пришел в Оптину, как и обещал Господу. На протяжении 9 лет Алексей был послушником. Постриг с именем Анатолий он принял в 1862 году. Духовным отцом Анатолия стал преподобный Амвросий.    Отец Анатолий наставничал в Иоанно-Предтеченском ските, стал там братским духовником в 1873 году. Отец Амвросий позиционировал Анатолия, как великого молитвенника.    Из поучений: «Мы обязаны, чтобы всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать».

Схиархимандрит Исаакий (1810-1894 гг.)

Память 22 августа/4 сентября   Иван Антимонов, а в последствии отец Исаакий, был сыном купца. Детство было вполне счастливым, он не испытывал особенной нужды. В Оптину он попал, будучи юношей. Монашеский путь для него предсказал старец Лев. Иван был послушным сыном и до 37 лет занимался торговыми делами, как того хотел отец. Желание иночества все же было сильнее и в 1847 году он принял его с именем Исаакий. Он долго избегал священства, по настоянию своего духовника стал иеромонахом.    Отец Исаакий вел свое настоятельство после отца Моисея. Именно при Исаакие все строительные работы, начатые отцом Моисеем, были завершены, даже появился свечной завод. Отец Исаакий не имел привычки начинать какое-либо дело без благословения отца Амвросия. После смерти последнего, Исаакий отрекся от настоятельства и принял схиму.    Из поучений: «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных»

Старец Иосиф (1837-1911 гг.)

Память – 9/22 мая   Иоанн, а позже иеросхимонарх Иосиф, был родом из крестьянской семьи, работать он начал очень рано, чтобы помогать отцу. Было очень тяжело, но при этом, юноша оставался добрым, честным и милостивым человеком. Несмотря на сложности и жизненные страдания, в сердце молодого человека не зародилась злоба, он любил этот мир и людей. Благочестивый купец однажды предложил юноше взять свою дочь в жены, но тот, неожиданно для всех, выбрал путь монашества.   Иоанн принял постриг с именем Иосиф в 1861 году и стал келейником и послушником отца Амвросия. Вместе с отцом Амвросием они прожили 30 лет. Несмотря на то, что Иосиф скрывал свои духовные дарования, они были очень велики. Известно, что ему не раз являлась Богородица. После кончины отца Амвросия, иеромонах Иосиф был братским духовником еще 20 лет.    Из поучений: «Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь… Не исправишь погрешности погрешностью — она исправляется кротостью».

Старец Варсонофий (1845-1913 гг.)

Память – 1/14 апреля   Павел, а в последствии, отец Варсонофий, стал монахом, будучи уже весьма зрелым человеком. Родился он в богатой семье и долгие годы делал военную карьеру, получивши звание подполковника. Переворот в духовном плане начался после встречи со старцем Амвросием, который предсказывал ему уход в монашество. Через 2 года после этой встречи, во время болезни, Павел увидел небесный свет и в ту же ночь, его обыкновенная жизнь больше не могла оставаться прежней.  В Оптину Павел приехал в 1892 году и стал келейником старца Нектария. Постриг с именем Варсонофий он принял в 1900 году. С 1907 по 1912 годы отец Варсонофий был скитоначальником, а после стал настоятелем в Спасо-Голутвинской обители. Множество паломников приезжало к нему сюда. Известны и случаи целительства от отца Варсонофия.    Из поучений: «Нельзя научиться исполнять заповеди Божий без труда, и труд этот трехчастичный — молитва, пост и трезвение».  

Старец Анатолий «младший» (1855-1922 гг.)

Память 30 июля/12 августа   Отец Анатолий в миру имел имя Александр. Он родился в семье успешного купца и сам занялся торговлей. Александр всегда хотел стать иноком, но против этого выступала его мать. Только в 1885 году он стал послушником. Свое послушание келейником он нес у старцев Иосифа и Амвросия. Монахом Анатолием Александр стал в 1895 году.    Очень быстро росло духовное становление. Не имея священного сана, отец Анатолий поразил всех своим даром прозорливости, пришедшим людям он озвучивал их грехи до того, как они сами рассказали ему о них. Число посетителей отца Анатолия существенно возросло, когда в 1906 году он стал иеромонахом. В 1917 году, времена церковных гонений, обитель неоднократно пытались закрыть. Внимание властей было особенно приковано к отцу Анатолию.    Интересно! В конце июля 1922 года отца Анатолия хотели арестовать. Но он попросил для себя дать ему еще один день. Когда на следующий день чекисты вновь нагрянули к батюшке, он уже преставился.    Из поучений: «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!».  

Последний старец Нектарий (1853-1928 гг.)

Память 29 апреля/12 мая   Последним братским духовником стал иеросхимонах Нектарий, в миру Николай Тихонов. Его семья была бедной, в раннем возрасте мальчик остался полным сиротой и ему пришлось много работать. Один купец, на которого много и усердно работал Николай, очень уважал его и решил выдать за него свою дочь. Чтобы получить благословение на этот брак, молодой человек отправился в Оптину. После встречи с прп. Амвросием, он решил остаться в обители и в 1887 году принял постриг под именем Нектария.    Духовный рост Нектария произошел очень быстро, но он пытался скрыть его юродством. Его выбрали духовником в 1912 году. В 1923 году под указом властей монастырь был закрыт. Отца Нектария взяли под стражу, но вскоре освободили под угрозой его немедленного уезда. Следующим пристанищем отца Нектария стало село Холмищи в Брянской области. Сюда прибывали духовные чада. Существуют свидетельства, в которых говориться, что к отцу Нектарию обращался сам патриарх Тихон.    Из поучений: «Спрашиваете, каким путем идти к Богу. Идите путем смирения!»

Преподобный Никон (1888-1931 гг.)

Память 25 июня/8 июля   Николай Беляев в миру, а позже иеромонах Никон, попал в монастырь в 1907 году. Семья его была благочестивой и духовному развитию никак не мешала несмотря на то, что юноша обучался в университете и его ждало успешное будущее. В 1915 году Николай принял постриг с именем Никон, и уже через 2 года стал иеромонахом.   Отец Никон вел свое служение в послереволюционный период. В 1919 и 1920 годах его арестовывали. Обитель была закрыта в 1923 году, отец Исаакий, который был настоятелем отца Никона, благословил его на прием народа. Никон беседовал с людьми в Козельске, здесь же, в 1927 году, его арестовали и выслали на Север. В этой ссылке он умер от туберкулеза.    Из поучений: «Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на пороки его. Нельзя холодностью отстранять от себя людей».

Архимандрит Исаакий (1865-1938 гг.)

Память 26 декабря/8 января   Иван Бобраков, а в последствии Исаакий, вырос в крестьянской семье. В монастырь юноша попал в возрасте 19-ти лет. Юродивый, в период нахождения в монастыре говорил: «Поклонитесь в ножки ему, это будет последний оптинский архимандрит!» Это пророчество Ивана тревожило, ведь он не собирался занимать значительное место, хотел просто пройти свой путь молитвами и трудом. На протяжении 14 лет Иван не решался на постриг. В 1913 году он стал настоятелем.    Монастырь был закрыт в 1923 году, оставшиеся братия встретились в Козельске, в храме святого Георгия. Именно здесь в 1929 году всех их арестовали, а многих отправили в ссылку. Отца Исаакия арестовывали не один раз, в 1937 году арест стал последним. Архимандрит был расстрелян в день Собора Пресвятой Богородицы в 1938 году.   

День памяти

  24 октября стал днем памяти собора преподобных оптинских старцев.   

Иконы

  После канонизации, в 2000 году стали появляться иконы, с изображением 14-ти оптинских старцев. Верхняя часть иконы украшена монастырем, над которым располагается образ Пресвятой Богородицы. В центре иконы – преподобные Амвросий и Лев. В руке отца Льва располагается свиток: «Братие, попечемся о спасении душ наших…». Преподобный Амвросий также держит в руках свиток со словами: «Любовь превыше всего…». У старца Макария иногда в руках располагается открытая книга, на страницах которой написаны его знаменитые слова: «Есть смирение – все есть…».    Есть и такие иконы, на которых изображены преподобные Лев и Амвросий. Они удерживают в руках два свитка, на которых написаны их пророчества – отца Амвросия: «Россия еще возродится» и отца Макария: «… И в Оптиной будут семь светильников». Посередине, между преподобными написан отец Лев, а в руках его располагается икона Богородицы.    Из всех святых старец Моисей является, пожалуй, самым узнаваемым. На иконах он держит в своих руках храм, что напоминает о его трудах по храмоизданию. Остальные старцы держат в руках свитки со своими учениями. Одежда святых на иконах обычно представлена схимой. На других иконах святые облачены в монашеские одежды.   

Помощь преподобных отцов молящимся им

  Оптинские старцы, при своей жизни, оказывали людям посильную помощь, они исцеляли их души, делают это они и после совей смерти. Им молятся:  

  • о даровании покаяния;
  • о выборе жизненного пути;
  • о душевном и телесном здравии.

 

Монастырь Введенская Богородичная Оптина

Историкам достоверно неизвестно время основания Оптинской Пустыни, современники говорят о 13, 14 или даже 16 веке. Разнятся и варианты названий. По одной из версий, Оптинская Пустынь происходит от имени первого насельника, который был разбойником Опты и совершил подвиг покаяния.    Более достоверной версией считается совершенно другая. На Руси под Оптиной подразумевались монастыри смешанного типа, где под одной крышей проживали монахи и иноки. Много подобных обителей возникало в местах селений подвижников. Подобный монастырь мог сформироваться ввиду финансовой разрухи, в результате которой, монахи переходили из одного монастыря в другой. В этом случае и формировалась община смешанного типа. Такие случаи были далеко не редкостью во времена монгольского ига.   

В конце 15 века «оптины» монастыри внезапно оказались под запретом. История обители времен 16-17 вв. очень скудна. Известность начинается только с 19 века, когда появилось старческое служение. На сегодняшний день Оптина Пустынь представляет собой ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в 4 км от города Козельск. Сердцем обители является собор Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был успешно восстановлен после разрухи в советскую эпоху. Обитель насчитывает 8 храмов, в 4 из которых (Введенский, Казанский, Преображенский, Владимирский) ежедневно могут попасть паломники.    Остальные церкви расположены недалеко от скита, возле монашеского кладбища. В одних ведутся службы практически каждый день, в другие обычные миряне попасть не могут. Особенно популярна часовня на могилах иеромонаха Василия и иноков Трофима и Ферапонта, которые были убиты в день Пасхи 1993 года.    Существует скит святого Иоанна Предтечи, где в 19 веке и началось старчество. Для паломников этот скит закрыт, но миряне имеют возможность войти в келью преподобного Амвросия. Четыре раза в год производится открытая литургия, в которой участвуют паломники. Проводят их в дни памяти святого Иоанна Предтечи, а также в Светлый Понедельник. В скиту входит братия из 10 человек.   

Советы и поучения

  Почитатели старцев долгое время собирали их мысли и учения о духовной жизни в письмена, после чего они издавались. Собрание может состоять из нескольких томов.   

О христианской жизни

 «Не только мы, грешные, но и сами угодники не в силах помощи тем, которые сами не стараются о исправлении своем. Потщись в озлоблении полагаться на Божию помощь и спасешься, и Господь тебе поможет во всем» (преподобный Лев).    «Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с Божией помощью человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление» (преподобный Амвросий).  «Верный признак омертвения души есть уклонение от церковных служб. Человек, который охладевает к Богу, прежде всего, начинает избегать ходить в церковь, сначала старается прийти к службе попозже, а затем и совсем перестаёт посещать храм Божий.» (преподобный Варсонофий)   

О терпении скорбей и болезней

  «Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хочет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями» (преподобный Макарий)  «Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных» (преподобный Антоний).   

Предсказания о России и последних временах 

  На рубеже 19-20 вв. было немало предчувствий о будущих потрясениях. Об этом говорили и старцы.    «Будет шторм. Русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. И что после шторма бывает? После шторма бывает штиль. Но уж корабля того нет, разбит, погибло все!… Не так, явлено будет великое чудо Божие, да… И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся, и соединятся, и воссоздастся корабль в своей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным. Так это и будет явное всем чудо» (преподобный Анатолий II (младший), февраль 1917 г.)    «Если в России сохранится хоть немного верных православных, Бог ее помилует» (прп. Нектарий Оптинский)    Существуют ли старцы сейчас?   После долгих лет атеизма, дело старцев не могло быть возрождено в короткое время. С особой осторожностью теперь употребляют термин «Старец». Сейчас в церквях есть такие духовники, дарования которых можно сопоставить с дарованиями древних подвижников. К числу таковых можно отнести духовника братии Оптиной Пустыни отца Илию (Ноздрин), а также духовника патриарха Кирилла.    Кем же на самом деле были Оптинские старцы? Если это подвижники прошлых лет, то почему и сейчас к ним обращаются, как к живым? Вероятно потому, что для святых людей нет границ времени и пространства. Служение старцев не может быть окончено, оно продолжается всегда.

Молитвы к святым Оптинским Старцам

Молитва Собору преподобных Оптинских старцев

О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии, столпи́ и свети́льницы Земли́ Росси́йстей, преподо́бнии и богоно́снии отцы́ на́ши О́птинстии, Льве́, Мака́рие, Моисе́е, Анто́ние, Иларио́не, Амвро́сие, Анато́лие, Исаа́кие и Ио́сифе, Варсоно́фие, Анато́лие, Некта́рие, Ни́коне и Исаа́кие, по зако́ну Ева́нгельскому Го́спода Бо́га всем се́рдцем и все́ю душе́ю и всем разуме́нием возлюби́вшии и всему наро́ду Бо́жию во спасе́ние бы́вшии; сего́ ра́ди под покро́в Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы во оби́тель О́птину, пока́явшимся разбо́йником основа́нную, прите́кшии, путе́м те́сным и приско́рбным смире́ния и самоукоре́ния до конца́ дней ва́ших ходи́вшии, те́мже у́бо благода́тныя дары́ Свята́го Ду́ха преизоби́льно стяжа́вшии; ста́рых и млады́х, зна́тных и препро́стых, му́дрых ве́ка сего́ и худоу́мных, никого́же от гряду́щих к вам иждену́вшии, николи́же тща и неуте́шна отпусти́вшии, но све́том и́стины Христо́вы всех просвети́вшии и духо́вно воскреси́вшии, бли́жних ва́ших, я́ко себе́ саме́х, возлюби́вшии и тех в се́рдце свое́м вмести́вшии, по словеси́ апо́стола, проро́чествующе и назида́юще, увеща́юще и утеша́юще. Умоли́те Милосе́рдаго Го́спода, во оби́тель ра́йскую разбо́йника благоразу́мнаго с Собо́ю взе́мшаго, дарова́ти нам, недосто́йным, я́ко рабо́тником единонадеся́таго часа́, дух сокруше́ния, се́рдца очище́ние, уст хране́ние, правоту́ дея́ний, мудрова́ние смире́нное, сле́зы покая́ния, ве́ру непосты́дную, любо́вь нелицеме́рную, мир душе́вный и здра́вие теле́сное, да предста́тельством ва́шим сподо́бит нас Госпо́дь до́браго отве́та на Стра́шнем Суди́щи Свое́м, ве́чных мук избавля́я, и Ца́рствия Небе́снаго ку́пно с ва́ми да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я Собору преподобных Оптинских старцев

О, Боже́ственный со́нме, преподо́бнии отцы́, богоно́снии ста́рцы и новому́ченицы О́птинстии, а́нгельским житие́м на земли́ просия́вшии и в Небе́снем гра́де просла́вленнии! Ве́мы, я́ко во дни земна́го служе́ния ва́шего никто́же тощь и неуте́шен от вас оты́де, вы бо по словеси́ апо́стольскому всем вся бы́сте: сомня́щимся утвержде́ние, скорбя́щим утеше́ние, печа́льным ра́дование, ка́ющимся проще́ние, гре́шником вразумле́ние, боля́щим исцеле́ние. Ны́не же, пред Престо́лом Бо́жиим предстоя́ще, воззри́те от го́рния сла́вы и посети́те благосе́рдием ва́шим нас, немощны́х и безпо́мощных: заблу́ждшия взыщи́те, расточе́нныя собери́те, прельще́нныя обрати́те и совокупи́те Святе́й, Собо́рней и Апо́стольстей Це́ркви; и́же во и́ночестем житии́ подвиза́ющияся огради́те от всех наве́т вра́жиих, ю́ность вразуми́те, ста́рость поддержи́те, супру́жества в ми́ре и единомы́слии соблюди́те. Услы́шите нас, Боже́ственнии вра́чеве, наста́вите на путь покая́ния и научи́те в за́поведех Госпо́дних при́сно ходи́ти, да сподо́бимся хода́тайством ва́шим Ца́рствия Небе́снаго, иде́же вку́пе с ва́ми просла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Собору преподобных Оптинских старцев

Ублажа́ем вас, преподо́бнии отцы́ на́ши ста́рцы О́птинстии, и чтим святу́ю па́мять ва́шу, наста́вницы мона́хов, и собесе́дницы а́нгелов.

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.