Житие Петра и Февронии Муромских: история
Жизнь Петра и Февронии отразила духовные ценности и идеалы Святой Руси. Жители Муромской земли хранили и по сей день хранят в памяти историю жизни преподобных святых, чьи чудотворные мощи долго находились на их малой родине. История Петра и Февронии была настолько впечатляющей, что рассказы о реальных событиях со временем смешались со сказочными элементами, а также легендами, притчами муромцев. До сих пор исследователям точно неизвестно, кто был героем жития: одни историки говорят, что это были князья Давид и Евфросиния, которые в монашестве приняли имена Петр и Феврония и умерли в 1228 году; другие склоняются к версии о супругах с именами Петр и Евфросиния, которые княжили в Муроме веком позже. Повествование о благоверных святых было записано талантливым литератором эпохи Ивана Грозного – священнослужителем Ермолаем Прегрешным (который принял монашеское имя Еразм). В житии сохранились черты местного фольклора. Получилась невероятно поэтичная повесть о мудрости и любви – том, что даровал Святой Дух чистым сердцем и смиренным в Боге людям. У Петра был старший брат – муромский князь Павел, в семье которого как-то раз приключилась беда – дьявол прислал змея к жене Павла. Она рассказала обо всем супругу, и тот сказал жене узнать тайну смерти злодея. Как оказалось, гибель недруга «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Князь Петр решил с Божьей помощью предать насильника смерти. Молясь в церкви, Петр увидел место хранения Агрикова меча, выследил и убил змея. Однако, прежде чем умереть, змей брызнул на князи ядовитой кровью, из-за чего на теле Петра появились струпья и язвы. Излечить князя от тяжелой болезни не был в силах никто. Он смирился с мучениями и доверил свою жизнь Господу. И Он подсказал ему верный путь – направиться в Рязанскую землю. Слуга Петра пошел искать целителя, по воле случая зашел в дом, где работала одинокая девушка Феврония, дочь древолаза. Она могла предсказывать события и исцелять людей. Когда слуга Петра поведал ей о тяжком недуге Петра, Феврония сказала: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!» Князь уже не был способен самостоятельно ходить, и его привезли к дому Февронии. Петр пообещал щедро наградить человека, который сможет его исцелить. «Я хочу его вылечить, — произнесла Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр дал обещание вступить с ней в брак, но в глубине души лгал и себе, и ей: она ведь была простой девушкой, а он – князем. Зачерпнув хлебной закваски, она дунула на нее и сказала, чтобы князь вымылся в бане и смазал закваской все струпья, за исключением одного. Поскольку молодая целительница была невероятно мудра благодаря Святым отцам, лечение такое она назначила не просто так: девушка знала, что через болезни телесные Господь врачует душу, поскольку они даются как испытание и как наказание. Согласно Священному писанию, баня является образом крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваска уподоблена Богом Царствию Небесному, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Феврония, имея дар прозорливости, увидела, что Петр лукавит и предается гордыне княжеского рода. Поэтому она наказала ему не смазывать один из струпьев – он был свидетельством смертных грехов князя. Этот струп вызвал возобновление всей болезни, и князя вновь пришлось везти к Февронии. Теперь он искренне пообещал на ней жениться. В житии говорится: «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди». Князь Павел скончался, и вместо него в Муроме стал править Петр. Князь был уважаем боярами. Но надменным боярским женам Феврония не нравилась: они не хотели, чтобы ими правила крестьянка, и подстрекали своих мужей совершать недоброе. И бояре стали всячески клеветать на юную княгиню, а потом, видя, что это бесполезно, подняли бунт и бесцеремонно предложили ей уйти из города, взяв все, что ей угодно. Однако Февронии ничего было не нужно, кроме горячо любимого мужа. Бояре обрадовались, ведь каждый из них тайно желал занять место князя. Петр, между тем, тоже не хотел расставаться с Февронией, поэтому пожертвовал своим княжением и своим богатством. Вместе супруги удалились в изгнание. Петр и Феврония поплыли по реке на двух судах. Рядом плыл какой-то мужчина с семьей. Он засмотрелся на княгиню, и святая прорицательница упрекнула его: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?» — спросила она. «Одинакова», — ответил тот. «Так и естество женское одинаково, — произнесла Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Мужчина испытал смущение и покаялся. Причалив к берегу, супруги начали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — грустил Петр, а Феврония ласково успокаивала мужа: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар стал готовить ужин и срубил два небольших деревца: нужно было повесить котлы. Когда трапеза была окончена, княгиня благословила эти обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями». И утром из этих обрубков выросли большие деревья. Это чудо окончательно утешило Петра. Ведь если «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14: 7), то человек, доверяющий Господу, будет благословен и в земной жизни, и в вечной. Вскоре прибыли муромские послы. Они просили Петра вновь княжить в городе, поскольку бояре воевали друг с другом за власть и мира в Муромской земле больше не было. Супругам пришлось смиренно возвратиться. Они долго и счастливо правили в городе и творили добрые дела, искренне молясь Богу. В старости Петр и Феврония постриглись в монахи, получив имена Давид и Евфросиния, и попросили Господа, чтобы Он позволил им умереть в один день. Они хотели, чтобы их похоронили в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Умерли Петр и Феврония один день и час. Святые супруги находились в разных кельях. Люди считали, что будет кощунственно хоронить монахов в одном гробу, поэтому не последовали их предсмертной просьбе. Хотя тела преподобных дважды несли в разные храмы, скончавшиеся супруги чудом оказывались рядом, и волю Петра и Февронии все же исполнили. Похоронили блаженных супругов возле соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, где все верующие люди исцелялись от болезней.
Дни памяти
- 23 июня – Собор Рязанских святых
- 6 июля – Собор Владимирских святых
- 17 сентября (переходящая) – Перенесение мощей
Молитва Петру и Февронии Муромским
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Иконы Благоверного князя Петра и Февронии Муромских