Житие и чудеса пророка Илии
Илия в переводе означает «Бог мой Господь». Пророк посвятил свою жизнь поклонению и служению Господу, прославляя его своими делами. Пророк Илия с детства посвятил себя вере. В течении своей жизни он много молился, постился, какое-то время жил отшельником в пустыне. Жизнь святого выпала на время правления израильского царя Ахава. В истории царь известен как самый нечестивый правитель в Израиле. Жена царя, Иезавель, склонила мужа к принятию язычества. С тех пор в стране начались жестокие гонения пророков, которые учили вере Единому Богу. И пророк Илия был одним из самых ненавидимых царицей.
Засуха в Израиле
После того, как царь послушал жену и принял язычество, израильтяне последовали за правителем и также быстро стали забывать веру своих отцов. Согласно истории, пророк Илия на 3 года принес в страну засуху. Цель его молитв была показать величие Господа и вернуть царя и его народ на путь истинный, заставить людей покаяться в грехах и открыть ожесточившиеся сердца Богу. Жена царя очень разозлилась на пророка за то, что он принес такое несчастье в страну и заставил жителей страдать. Бог повел Илию к потоку Хораф, чтобы скрыть его от гнева царицы. Пока он жил там, вороны ежедневно приносили ему хлеб и мясо. Пророку было важно вернуть сердца израильтян к истинной вере, поэтому милосердный Господь, как бы ни было тяжело ему смотреть на страдания израильтян, удержался и не нарушил просьбы пророка о засухе.
Чудо в Сарепте
Спустя некоторое время Илия отправился в Сарепту Сидонскую. Там он остановился у бедной вдовы. Женщина была очень доброй, и приготовила гостю еды из остатков муки и масла. Пророк очень проникся добротой женщины, и молитвою сотворил чудо – мука и масло больше никогда не заканчивались в доме хозяйки. Вдова увидела еще одно чудо от святого. Ее сын очень сильно заболел и умер, а пророк не смог наблюдать, как страдает женщина, и молитвою оживил его.
Возвращение Илии к царю Ахаву
Когда шел третий год засухи, Илия пришел к царю Ахаву и предложил состязание со жрецами Ваала, которому в то время поклонялись израильтяне. Цель состязания – прояснить, какой бог настоящий и единственный. Пророк предложил собрать два жертвенника – от пророка и от жрецов Ваала. Проявлением божьим должен был стать огонь, который придет с неба на один из жертвенников. Пророк поставил условие: тот бог, который пошлет огонь, есть Истинный и Единственный. И ему будут поклоняться израильтяне. А последователей лжебога предадут смерти. Целый день ваальские жрецы пытались вымолить огонь на свой жертвенник, молились и танцевали, наносили себе ножами раны, но на их молитвы некому было ответить. Огонь так и не сошел, как бы они ни просили. Вечером святой Илия собрал свой жертвенник. Он взял 12 камней, соответствующих 12 коленам Израилевых. Вокруг жертвенника был выкопан ров и наполнен водой, а на само сооружение положили жертву. Чтобы у наблюдающих не было никаких сомнений в происходящем, пророк попросил поливать водой жертву и дрова, на которых ее возложили. Илия обратился к Богу с горячей молитвой, от всего сердца прося о вразумлении заблудившихся израильских душ, моля о прощении ожесточенных сердец их. А чтобы показать истинную силу Господа, просил его об огне с неба. Вскоре сошел огонь с небес и зажег жертву. Израильтяне в тот же момент уверовали в истинного Единого Бога. Они воскликнули: «Воистину Господь Един, и других нет!». Они раскаялись в своем неверии, и отреклись от языческого божества. Пророк Илия приказал убить языческих служителей. В тот же вечер он принялся горячо молиться Богу о послании дождя на иссушенную землю. И вскоре дождь сошел с неба, и засуха кончилась. Время голода для народа Израиля прекратилось.
Явление Господа святому Илие на горе Хорив
Но какие бы чудеса не совершал пророк Илия, царица Иезавель ненавидела его все больше. После смерти жрецов она возжелала убить святого Илию. Его снова стали преследовать. Илья в отчаянии бежал в пустыню. Это был тот момент, когда он уже не знал, как сохранить веру его отцов в Господа и нет тех, кому ее можно передать. Он больше не видел, куда ему идти дальше. В момент сильнейшего отчаяния святого на горе Харив Господь явился пророку в той форме, которая возможна человеку для созерцания. Бог успокоил святого, сказав, что есть еще на земле люди, не забывшие истинного Бога и не поддавшиеся течению язычества. И им нужен пророк, наставник. Господь указал пророку на его последователя – Елисея. В этот момент святой осознал, насколько Господь может быть справедлив и милостив, и он не только карающий судья, но и любящий, сострадающий своим детям Отец.
Последователь пророка Илии — Елисей
Пророк Илия взял Елисея в ученики, передал ему свои знания, и вскоре Елисей стал новым проповедником веры в Единого Бога. Он же стал свидетелем того, как его наставник Илия взошел на небо в огненной колеснице, когда пришел его час: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11). По библейскому писанию, пророк Илия был вторым человеком, который взошел на небо живым. До него на небеза живым взошел Енох, который жил еще до Потопа. Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова описывает восхождение пророка Илии так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). Здесь же было сказано, что пророк оставил своему последователю верхнюю одежду, сбросив уже во время нахождения в огне. Верхняя одежда в писании именуется «милотью». Следующее упоминание о пророке Илии встречается в Новом Завете. В писании говорится о том, как он явился с пророком Моисеем на горе Фавор для беседы с Иисусом. В церковных преданиях говорится, что пророк Илия еще раз придет на землю перед вторым пришествием Христа. Он будет его предтечей. Так же говорится о том, что во время проповеди святой примет свою телесную смерть.
Пророк Илия на Руси
Святой Илия входит в число первых Божьих угодников, которых народ Руси стал почитать. В Киеве при князе Аскольде был построен храм в честь пророка. Это было еще в начале девятого века. Еще один исторический случай – равноапостольная княгиня Ольга построила церковь на севере Руси, в селе Выбуты. На Руси исторически так сложилось, что в засуху богослужители совершают крестный ход в церквях имени пророка Илии. Святой пророк Илия воспринимался русскими людьми как один из ближайших святых для нашего народа. С днем пророка Илии связаны некоторые народные традиции. Например, после дня его памяти всегда ждут дождей. День пророка Илии считается границей между двумя сезонами. Православные на юге считают этот день серединой лета, а в России после праздника принято ждать похолоданий. В народе считается, что после праздника нельзя купаться в водоемах – есть риск утонуть или заболеть. Из приятных традиций – можно начинать пользоваться плодами нового урожая. А еще после Илии начинался сезон браков. Люди молятся о богатом урожае, а молодые – о благополучном бракосочетании.
Пророк Илия в мусульманстве
В мусульманской традиции пророк Илия несколько раз упоминается в Коране. Впервые он записан среди праведников, которые упоминались в Новом Завете – Закария, Иса и другие. Его имя пишется больше как в греческой форме – Ильяс. Второе упоминание святого говорит о том, что Илья – посланник Аллаха, который вывел народ из языческой веры Ваалу. Во втором упоминании праведник записан именем Ильясин – на греческий манер, измененным в рифму писания. Более новые мусульманские литературные издания, в которых можно почитать о пророке Илии, образ святого описан более подробно. Обновленный образ объясняется множеством иудейских легенд о житие пророка и взятой информацией из библии. В исламе есть несколько имен праведников, которые совпадают с библейскими пророками:
- Идрис – в библейских писаниях Енох
- Мифический аль-Хидр – по православному писанию великомученик Георгий Победоносец
- Иса – Иисус.
Пророка Илию относят к этой группе святых. Считается, что каждый из них «не видел смерти», то есть не умирал физически, но так или иначе уходил «из этого мира».
День памяти пророка
- 2 августа – день памяти святого пророка Илии по церковному календарю (Ильин день).
- 19 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных
Молитвы к пророку Илье
Молитва 1‑я
О, прехва́льный и пречу́дный проро́че Бо́жий Илие́, просия́вый на земли́ равноа́нгельным житие́м твои́м, пла́меннейшею ре́вностию по Го́споде Бо́зе Вседержи́теле, еще́ же зна́мении и чудесы́ пресла́вными, та́же, по кра́йнему благоволе́нию к тебе́ Бо́жию, преесте́ственно восхище́нный на о́гненней колесни́це с пло́тию твое́ю на не́бо, сподо́бивыйся бесе́довати с преобрази́вшимся на Фаво́ре Спаси́телем ми́ра и ны́не в ра́йских селе́ниих вы́ну пребыва́яй и предстоя́й Престо́лу Небе́снаго Царя́! Услы́ши нас, гре́шных и непотре́бных, в час сей предстоя́щих пред свято́ю твое́ю ико́ною и усе́рдно прибега́ющих к хода́тайству твоему́. Моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам оста́вити пути́ нече́стия, приспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, да укрепи́т нас в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими; да всади́т в се́рдце на́ше дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности к сла́ве Бо́жией и спасе́нию бли́жних. Упраздни́ моли́твами твои́ми, проро́че, злы́я обы́чаи ми́ра, па́че же поги́бельный и тлетво́рный дух ве́ка сего́, заража́ющий христиа́нский род неуваже́нием к Боже́ственней Правосла́вней ве́ре, к уста́вом Святы́я Це́ркве и к за́поведем Госпо́дним, непочте́нием к роди́телем и власте́м предержа́щим и низверга́ющий люде́й в бе́здну нече́стия, развраще́ния и поги́бели. Отврати́ от нас, пречу́дне проро́че, предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий и изба́ви вся гра́ды и ве́си от бездо́ждия и гла́да, от стра́шных бурь и землетрясе́ний, от смертоно́сных язв и боле́зней, от наше́ствия враго́в и междоусо́бныя бра́ни. Испроси́, проро́че Бо́жий, от Го́спода па́стырем на́шим святу́ю ре́вность по Бо́зе, серде́чное попече́ние о спасе́нии пасо́мых, му́дрость в уче́нии и управле́нии, благоче́стие и кре́пость во искуше́ниих, судия́м испроси́ нелицеприя́тие и безкоры́стие, правоту́ и сострада́ние к оби́димым, всем нача́льствующим попече́ние о подчине́нных, ми́лость и правосу́дие, подчине́нным же поко́рность и послуша́ние ко власте́м и усе́рдное исполне́ние свои́х обя́занностей; да, та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ в Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2‑я
О, святы́й проро́че Бо́жий Илие́, моли́ о нас Человеколю́бца Бо́га, да пода́ст нам, раба́м Бо́жиим (имена), дух покая́ния и сокруше́ния о гресе́х на́ших, и всеси́льною Свое́ю благода́тию да помо́жет нам пути́ нече́стия оста́вити, преспева́ти же во вся́ком де́ле бла́зе, и в борьбе́ со страстьми́ и похотьми́ на́шими да укрепи́т нас; да всади́т в сердца́ на́ша дух смире́ния и кро́тости, дух братолю́бия и незло́бия, дух терпе́ния и целому́дрия, дух ре́вности ко сла́ве Бо́жией и о спасе́нии свое́м и бли́жних до́брое попече́ние. Отврати́ от нас предста́тельством твои́м пра́ведный гнев Бо́жий, да та́ко в ми́ре и благоче́стии пожи́вше в сем ве́це, сподо́бимся прича́стия ве́чных благ во Ца́рствии Го́спода и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Иконы святого пророка Ильи