Годы жизни святого подвижника
Великий подвижник появился на свет 19 июля (1 августа) 1754 года в Курске. Господь забрал к себе 78-летнего преподобного Серафима 2 (15) января 1833 года, когда он находился в Свято-Успенской Саровской пустыни.
Где и в какой семье родился Прохор Мошнин, чем он занимался в детстве
Малой родиной Прохора Мошнина был Курск. Он родился в семье состоятельного строительного подрядчика Исидора Мошнина и домохозяйки Агафьи. Его отцом были построены самые разные здания, в том числе храмы. Родители занимались воспитанием трех детей, включая младшего Прохора. Принято считать, что он родился в 1759 году, но судя по более поздним записям, мальчик появился на свет 19 июля (1 августа) 1754 года. После скоропостижной кончины Исидора Мошнина на 44 году жизни его жена Агафья Фотиевна не только уделяла внимание своим детям и занималась домашним хозяйством, но и брала строительные подряды. Прохор часто бывал с матерью на стройках.
Чудесные исцеления
Как-то Агафья Фотиевна взяла своего сына на недостроенную колокольню, чтобы осмотреть ее верхний ярус. Ребенок по неосторожности сделал шаг на незакрепленную доску и упал на землю с большой высоты. Мать быстро побежала вниз. Она была очень удивлена, когда увидела, что ее сын жив и здоров. Прохор стоял перед ней и улыбался, будто сами ангелы плавно спустили ребенка на землю. Подросший юноша попросил мать благословить его на иночество. Агафья Фотиевна в этот момент перенеслась мыслями в прошлое, когда она бегом спускалась с недостроенной колокольни и молила Бога: «Господи, все что угодно, только был бы жив!». Также женщина вспомнила встреченного курского юродивого, указавшего на Прохора со словами: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Святой Троицею и горячим молитвенником за весь мир!». Следует вспомнить и о другом чуде, произошедшем в детстве преподобного Серафима. Сын Агафьи Фотиевны сильно болел. В своих молитвах к Богу женщина просила о выздоровлении ребенка. Внезапно отчаявшаяся мать увидела, как Прохор проснулся и рассказал ей свой сон, в котором видел Богородицу. Дева Мария пообещала, что он выздоровеет. Через несколько часов на улице стало греметь. Небо покрылось черными тучами. В это время местные жители шли крестным ходом и несли икону Курской Коренной Божией Матери. Когда начался дождь, они свернули, чтобы воспользоваться проходным двором Мошниных для сокращения пути. Агафья Фотиевна взяла на руки Прошу, вышла из дома и поднесла больного сына к образу Богородицы, после чего он выздоровел. Прохор вырос умным и смекалистым, как и его отец. Молодой человек освоил купеческое дело. Он твердо уповал на Господа и обладал душевной теплотой, которая была и у его мамы. Юноша часто думал о монашестве. Парень попросил мать благословить его, а затем вместе с друзьями направился в Киево-Печерскую Лавру. Печерские старцы благословили будущего подвижника, после чего он пошел в Саровскую пустынь. По пути молодой человек решил увидеть свою мать и побыть с ней недолго. Затем они попрощались. Агафья Фотиевна благословила сына, взяв в руки большой медный крест. В 1778 году Прохор пришел в Саровскую пустынь.
Послушание в Саровской пустыни
Молодого насельника привлекали к общественным работам. Он заготавливал дрова, выпекал просфоры, столярничал и служил пономарем. Прохор был усердным и смиренным послушником, в чем убедились его наставники – отец Иосиф и отец Пахомий. Они уже в то время видели перед собой монаха-подвижника. После прохождения пути послушника, в качестве духовника преподобный в своих наставлениях говорил Дивеевским сиротам: «Послушание превыше всего, превыше поста и молитвы! И не только не отказываться, но – бегом бежать нужно на него! Переносить, не смущаясь и не ропща, всякие скорби от собратий: ибо монах – только тот и монах, когда, как лапти, будет всеми отбит и отрепан… Первое правило иноку, – на этом все монашество зиждется, – послушание и полное отсечение воли». Так написано в «Житии преподобного Серафима, Саровского чудотворца», составленном священномучеником Серафимом (Чичаговым). С самого начала нахождения в обители послушник прошел через тяжелое испытание. Молодой и крепкий Прохор сильно заболел. В течение трех лет он страдал от водянки. В результате послушник слег. Монахи думали, что он умрет, но больной не роптал. В один из дней Прохор принял Святые Христовы Тайны и в видении к нему пришла Богородица, исцелившая его своим прикосновением, что привело к вытеканию воды из тела, которая его отяжеляла. Божия Матерь произнесла: «Сей есть от рода Нашего». Прохор выздоровел, а в новом храме самолично занялся созданием престола, который впоследствии освятили в честь Зосимы и Савватия Соловецких.
Иночество и получение священнического сана
Восемь лет Прохор был послушником в обители. В 1786 году он принял постриг от настоятеля Саровской пустыни отца Пахомия. Ему дали монашеское имя Серафим, которое можно перевести на русский язык, как «пламенный». На протяжении всей своей жизни преподобный дружил с восприемными отцами Исайей и Иосифом. В церкви он служил иеродиаконом. Монах продолжал столярничать, рубил дрова, выполнял другую работу и проводил много времени в молитвах. Духоносный молодой инок радовал своих отцов-наставников. Как-то проходила Литургия, во время которой преподобный поднял орарь, приблизившись к Царским вратам. Диакона Серафима пришлось увести, так как он онемел от восторженных чувств. В алтаре монах поведал о явлении в храме Господа Иисуса Христа, которого на облаке окружали Небесные Ангелы. Спаситель в воздухе прошелся по церкви, благословляя всех, кто в ней находился, а затем вошел в правую от Царских врат икону. Это чудо подвигло Серафима к утроению своих трудов. В 1793 году его рукоположили в священники. Тогда он еще не достиг сорокалетия.
Особенности внешности преподобного
В «Житии преподобного Серафима, Саровского чудотворца», составленном священномучеником Серафимом (Чичаговым), говорится, что иеромонах был «высокого роста, около двух аршин и восьми вершков (примерно 180 сантиметров), несмотря на строгое воздержание и подвиги, он имел полное, покрытое приятною белизною, лицо, прямой и острый нос, светло-голубые глаза, весьма выразительные и проницательные; густые брови и светло-русые волосы на голове. Лицо его окаймлялось густою, окладистою бородою, с которою на оконечностях рта соединялись длинные и густые усы. Он имел мужественное сложение, обладал большими физическими силами…, носил постоянно одну и ту же убогую одежду: белый полотняной балахон, кожаные рукавицы, кожаные бахилы – вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку. На балахоне висел крест, тот самый, которым благословила его родная мать, отпуская из дома; а за плечами висела сумка, в которой он носил при себе св. Евангелие».
Отшельник
Серафим стал жить отшельником примерно в 1795 году. Он много трудился в обители, где у него возникли проблемы с кровоточащими распухшими ногами. В лазарет монах не хотел идти. Серафим пришел к настоятелю отцу Пахомию и попросил его отпустить жить в пустынной лесной хижине, где преподобный молился в уединении, уповая на Господа, и выдерживал строгий пост. Каждое воскресение и в праздники Серафим посещал службы в монастыре, откуда после причащения уходил с хлебом, который потом сушил. Рядом с хижиной отшельник разбил огород, где выращивал овощи. Также он ел сухарики и угощал ими лесных зверушек, которые не боялись Серафима.
Прирученный медведь
Некоторые очевидцы свидетельствовали, что видели у хижины отшельника медведя, которого старец лично кормил сухариками. Библейский Адам дружил со всеми животными, которые видели в человеке образ Божий. Но произошло его грехопадение, которое привело к концу этой дружбы. Звери перестали видеть образ Божий, открывшийся медведю в саровском отшельнике, поэтому хищник смирился и покорился Ему. По рассказам некоторых дивеевских сестер, когда к Серафиму приходили гости, он угощал их принесенными медведем сотами с медом. Отшельник пребывал в лесной глуши в одиночестве. Дьявол испытывал его стойкость всяческими нападениями и нагонял на монаха страх. Нечистый хотел, чтобы инок прекратил свой подвиг, но святой не смутился. Его не пугали ни летние комары, ни зимние морозы, ни сильный ветер, сорвавший крышу, ни падающие деревья, проломившие хижину, ни звериный вой.
Прощеные разбойники
Дьявол искал новые способы для прекращения пламенной пустынной молитвы преподобного Серафима. Нечистый решил, что на отшельника должны напасть разбойники. В 1804 году к хижине святого подошло трое. Они думали, что монах спрятал здесь деньги и совершили на него нападение. Серафим не оборонялся, хотя был еще крепок и мог отогнать разбойников топором, но он не оказал им сопротивления. Нападавшие избили святого, зашли в хижину, но денег и ценного имущества там не обнаружили. Израненный Серафим лежал на земле и думал, что умрет, но у Бога на него были другие планы. Монах с трудом добрался до обители и пролежал 5 месяцев, после чего уже не мог разогнуться. Он пришел в монастырь с проломленной головой, перебитыми ребрами и грудью. Иноки думали, что жить ему осталось недолго. Они позвали докторов, но преподобный отказался от помощи. Отшельник надеялся на Божественное посещение. Ему снова явилась Божия матерь, которая утешила и исцелила Серафима. Его боль исчезла, а вместо нее в душе появилась радость. Благословение Пресвятой Богородицы помогло монаху выздороветь. Сам Серафим впоследствии свидетельствовал, что Дева Мария являлась ему в видениях двенадцать раз. Она чувствовала в нем родственную душу. Разбойники нашлись. Оказалось, что это крепостные, принадлежащие соседнему помещику, который вместе с монастырским начальством намеревался наказать разбойников, но Серафим попросил не трогать своих обидчиков. Пусть Бог их судит. Он даже обещал уйти из монастыря в случае наказания этих людей, поэтому разбойники так и не попали на каторгу, но были наказаны Господом. В результате пожаров они лишились своих домов, после чего встретились с Серафимом и просили преподобного простить их.
Как и почему Серафим отказался стать игуменом
После выздоровления отшельник вновь отправился в лесную чащу. Когда умер отец Пахомий, в качестве нового настоятеля монастыря выбрали Исайю, который приходил к Серафиму и они вели духовные беседы. Состарившемуся настоятелю было тяжело руководить обителью. Монахи хотели, чтобы его место занял отшельник, но услышали от преподобного Серафима отказ. Ранее иерархи предлагали монаху архимандритскую кафедру в Алатырском монастыре, но он обратился к отцу Исайе с просьбой благословить его на пустынное жительство и отшельнический молитвенный подвиг. Серафим не хотел никем руководить, так как это отвлекало бы его от общения с Богом.
Молчальник
Когда в 1806 году умер отец Исайя, началось затворничество старца Серафима, который стал молчальником. При встрече с кем-то в лесной чаще преподобный стоял на коленях с опущенным вниз лицом до момента ухода человека. В течение трех лет отшельник не выходил из леса. Лишь одному послушнику он разрешил еженедельно приносить ему из обители сухарики и квашенную капусту, но никаких разговоров между ними не было, а иногда пришедший инок даже не видел старца. Молчальник носил стоптанные лапти и старый балахон, но считал себя воином Христовым, так как боролся с сатаной. Он читал псалмы и отсекал любые мысли. Молчание, пост и отшельничество Серафим дополнил подвигом стояния на камне.
Молитвы на камне
Когда согбенный старец молился на камне, то воздевал руки к небу по примеру древних столпников. Так продолжалось тысячу суток. По ночам преподобный становился на большой камень, который после его смерти богомольцы раскололи и разобрали как святыню. В дневное время Серафим молился в келье, стоя на небольшом камне. Если старец достигал в своем подвиге стояния полного изнеможения, то только тогда вставал, чтобы принять пищу и немного отдохнуть. На сон преподобный уделял минимум времени. Кровати у него не было. Он спал у стены, либо на коленях. Победа духа над плотью сделала старца Серафима ангелоподобным святым. Столпами называют вертикальные камни, а столпниками – пустынников, подвизавшихся (уединенно молившихся) на столпах. Таким способом они удалялись от мира и приближались к Царствию небесному. Среди них следует выделить сирийского пустынника четвертого столетия святого Симеона, месопотамского святого Даниила, жившего в пятом веке, святого Алипия из Адрианополя Пафлагонийского, стоявшего в седьмом столетии на камне в течение 53 лет и умершего в 118-летнем возрасте. Камню, служившему преподобному Серафиму для молитвы, не удалось сохраниться. Верующие молятся у его осколков в Дивеевском монастыре, а другие частицы камня разобрали паломники.
Возвращение в обитель и затворничество
Старец изнурял себя постом и подвигами. Иноки попросили преподобного Серафима вернуться в обитель. Его пустынная жизнь в лесу продолжалась полтора десятилетия. В 1810 году он вернулся в монастырь, новым настоятелем которого стал отец Нифонт. В обители старец вел уединенный образ жизни. Он попросил причащать его в келье, которую святой не покидал. Серафим взял колоду и вытесал себе гроб, который стоял в сенях. Возле него старец постоянно читал молитвы. Известно о молитвенном правиле святого, которое он усвоил, когда начал свою монашескую жизнь. Примером для него служил Пахомий Великий. Согласно правилу Серафима Саровского, он начинал молиться с Трисвятого и Отче наш. Повторял «Господи, помилуй» двенадцать раз. «Слава и ныне: приидите, поклонимся» — три раза. Псалом 50 «Помилуй мя, Боже…» и «Верую во единого Бога…», а «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», «Достойно есть…» и «Отпусти…» читал 100 раз. Все это он произносил ежечасно – 12 раз в дневное время и столько же по ночам. Не забывал старец Серафим и о Евангелии с Псалтырем. В течение недели преподобный занимался чтением Нового Завета. От него можно было услышать слова: «Чрез это не только душа моя, но и самое тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдание Его, и день и ночь славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего за все Его милости, изливаемые к роду человеческому и ко мне, недостойному». Каждую среду и пятницу старец постился. Он не принимал пищу и носил вериги, общий вес которых превышал пятнадцать килограммов. Во время посещения монастыря епископу Ионе захотелось встретиться с преподобным Серафимом. Он пришел на порог кельи молчальника и постучал в дверь, но никто ему не отворил, хотя отшельник был внутри. Через день дверь открылась сама. Серафим сказал, что он встретил на пороге Богородицу, которая повелела святому пускать к себе людей и оказывать им помощь. Так начался духовный подвиг Серафима Саровского – старчество.
Подвиг старчества
Молитвенное делание святого, которого благословила Богородица, привело его к старчеству. Также у преподобного появилась прозорливость. Полтора десятилетия к нему приходили посетители, но он не покидал свою келью до 1825 года. Гости старца сидели на чурбачке, а он в это время находился на земле или пороге, так как других сидений у него не было. Серафим внимательно слушал каждого посетителя, мог дать ему совет, помазать маслом из лампады, предложить святой воды, просфору или немного вина в ложечке. Так он исцелял больных. Все они получали от святого наказ – молиться Господу, Спасителю и Целителю нашему.
О чем сказано в молитвенном правиле Серафима Саровского
Если верующие постоянно заняты повседневными заботами и у них нет возможности сходить в церковь, они могут воспользоваться молитвенным правилом старца Серафима: «Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню: «Отче наш» – трижды; в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: «Богородице Дево, радуйся» – также трижды и, наконец, Символ веры: «Верую во единаго Бога…» – единожды. Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную». Перед обедом снова повторить указанное правило и потом в остаток дня про себя молиться: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго». На ночь снова то же правило – Отче наш, Богородица и Верую». Преподобный относился к людям с любовью и жалостью. В своих молитвах он просил за всех. Во время встреч и прощаний от Серафима Саровского звучало радостное восклицание «Христос Воскресе!». Для него богачи и бедняки были равны. Особенно ему нравились раскаявшиеся люди. От святого никогда нельзя было услышать укоров, но в некоторых случаях старец обличал человека в его грехах, чтобы пробудить совесть. Каждый день в келью Серафима приходило много людей, которые выходили просветленными. В их душах поселялись любовь и вера. Краткость молитвенного правила преподобного обманчива. На самом деле старец подолгу молил Бога за людей. На произнесение всех имен он мог потратить много времени, а если не успевал, то зажигал свечи перед иконой Божией Матери. Иноки переживали, что может случиться пожар, но святой их успокаивал и говорил, что при его жизни огня бояться не нужно, но когда он умрет, то полыхнет пламя. Пророческие слова Серафима Саровского сбылись.
Дивеевский монастырь
Матушка Александра основала женскую общину в Дивеево. Вместе с отцом Пахомием она заповедала старцу Серафиму заботиться о Дивеевском монастыре и помогать сестрам, что преподобный и делал. От него монахини получали не только практическую помощь в виде меда, свечей, воска и денег, но и наставления. В своих молитвах святой их постоянно поминал, а они приходили к отцу Серафиму за духовными советами. Снисходительному старцу нравилось, когда монахини смеялись. Он говорил: «Веселость – не грех, матушка: она отгоняет усталость: а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет». Хоть сам Серафим был строгим постником, но он утешал сестер и считал, что им не нужно стесняться. Пусть кушают, сколько захотят, и даже могут держать немного хлеба под подушкой, который прогонит их уныние и не помешает послушанию». Поскольку батюшка Серафим присматривал за Дивеевскими сиротами, то дьявол решил испытать его разными скорбями. Монахам Саровской обители не нравилось такое попечение старца. Некоторые из них доносили на Серафима. Консистория даже хотела начать расследование по этому поводу.
Святой источник
Чтобы немного отдохнуть, старец ненадолго покидал келью и шел пару верст по лесу до родника. Добраться до своей старой дальней пустыни на больных ногах он уже не мог. Рядом с монастырем в 1825 году состоялась его новая встреча с Божией Матерью, о которой известно из рассказа Николая Александровича Мотовилова: «пробираясь по обычаю сквозь чащи леса по берегу реки Саровки к своей дальней пустыньке, увидал он ниже того места, где был Богословский колодезь, и почти близ берега реки Саровки Божию Матерь, явившуюся ему тут, а дальше и позади Ее на пригорке двух апостолов: Петра Верховного апостола и евангелиста Иоанна Богослова. И Божия Матерь ударила землю жезлом так, что вскипел из земли источник фонтаном светлой воды». На месте встречи с Богородицей старец выкопал колодец, в котором появилась святая целебная вода. Этому источнику дали его имя. Люди ходят к нему и сегодня.
Божия Матерь указала Серафиму, как устроить девичий монастырь
В подробном указании Богородицы старцу было описано, как должна быть устроена новая Дивеевская сестринская обитель – Четвертый земной удел Божией Матери. От Небесной Владычицы Серафим узнал о месте, где необходимо основать монастырь, вокруг которого должны быть насыпь и ров. В новом храме следовало устроить престолы Богоматери и Рождества Христова. Также она указала на необходимость строительства по соседству с монастырем мельницы, чтобы обеспечить обители доход. Богородица описала содержание нового устава чисто девичьего монастыря. Божия Матерь пообещала, что будет помогать сестрам. По ее велению Серафим занялся основанием этого монастыря. Сироты находились на попечении иеромонаха. Старцу помогал его ученик Михаил Васильевич Мантуров. Известно о сохранившемся свидетельстве преподобного, в котором говорится о спасении всех сестер Дивеевского монастыря за исключением троих. «Я, убогий, упросил о вас Божию Матерь и не только о вас, но по всех, любящих меня, и о тех, кто служил мне и мое слово исполнял; кто трудился для меня, кто обитель мою любит, а кольми паче вас не оставлю и не забуду. Я отец ваш, попекусь о вас и в сём веке, и в будущем; и кто в моей пустыне жить будет, всех не оставлю, и роды ваши не оставлены будут. Вот, какой радости Господь сподобил нас, зачем нам унывать!».
Конец земной жизни Серафима Саровского
Перед смертью Божия Матерь пришла к старцу с известием: «Скоро, любимиче Мой, будешь с Нами!». В первый день 1833 года состоялось последнее причастие Серафима в церкви. Он уже лишился сил, но сохранял спокойствие. Когда закончилась служба, преподобный на прощание обратился к собравшимся людям со словами: «Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте, днесь нам венцы готовятся». В вечернее время было слышно пение старца в келье. Он закончил свою жизнь пасхальными песнопениями. Поутру над жилищем Серафима появился дым. Монахи постучали в дверь, но никто не отозвался. Внутри огонь уже погас. Он уничтожил несколько вещей и книг старца. Мертвый Серафим Саровский стоял на коленях перед иконой Божией Матери Умиление.
Святого старца почитали при жизни и продолжают это делать после его смерти
Для простого народа старец Серафим еще при жизни почитался, как чудотворец и Божий угодник. По свидетельствам, несколько последних лет у его кельи каждый день выстраивалась очередь из одной и даже двух тысяч паломников, многие из которых были расслабленными и больными. Они хотели услышать от святого слова утешения и получить совет. Начальство было против такого паломничества к Серафиму Саровскому. В монастырь приезжали инспекторы, которые проверяли, чем занимается старец. Но в итоге они ему исповедовались. Когда преподобный умер, его могила и молитвенные места стали маршрутами массового паломничества. Церковные книги содержат свидетельства очевидцев об исцелениях.
Духовный наставник
Очевидцы рассказывали, что молитва святого старца приводила к воскрешению умерших людей. На глазах других христиан молящийся Серафим Саровский парил в воздухе. С ним происходили и другие чудеса, записанные Николаем Александровичем Мотовиловым, которого старец исцелил. Он же беседовал с иеромонахом и фиксировал все сказанное им на бумаге. Преподобный рассказывал ему, какая цель жизни христианина. Мотовилов записал много духовных наставлений святого старца, одно из которых гласит: «в стяжании Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего». Во время бесед с Мотовиловым старец часто повторял: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя». Николай Александрович видел на примере преподобного Серафима, как действует Святой Дух. Внутреннее просветление старца доходило до такого уровня, что свет от его лика озарял всю каморку. Во «Всемирном светильнике Преподобного Серафима Саровского», составленном митрополитом Вениамином (Федченковым), говорится о наказе преподобного: «Укоряют — не укоряй. Гонят — терпи. Хулят — хвали. Осуждай сам себя — так Бог не осудит. Покоряй волю свою воле Господней. Никогда не льсти. Познавай в себе добро и зло: блажен человек, который знает это. Люби ближнего твоего — ближний твой плоть твоя. Если по плоти поживешь, то и душу и плоть погубишь. А если по-Божьему, то обоих спасешь».
Канонизация
Еще когда старец Серафим был жив, к нему с любовью и почтением относились далеко не все монахи Саровской обители. Когда же его решили причислить к лику святых, то некоторые высказывались против этого. Окончательно вопрос был решен после того, как синодальная комиссия предоставила Николаю II документы, в которых описывались жизнь, смерть и мощи Серафима Саровского. Император написал резолюцию: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления». 1 августа 1903 года Царская семья прибыла в Саров для участия в прославлении святого старца, на котором присутствовали около трехсот тысяч человек. После поднятия честных останков преподобного этим благоухающим мощам нашлось место в новом гробу, у которого впоследствии произошло немало зафиксированных исцелений.
Дни памяти
Дни памяти преподобного Серафима отмечают 15 января и 1 августа.
Что произошло с Дивеевским монастырем и мощами Серафима Саровского после революции
Когда-то старец предсказал: «Придет время, и мои сиротки в Рождественские ворота, как горох, посыплются». Так и случилось после того как в России произошла революция. Когда в 1917 году православные христиане праздновали Рождество Богородицы, большевики упразднили Дивеевский монастырь, а монахинь разогнали. Состоялось перенесение мощей святого Серафима в Саров. В 1920 году обитель была закрыта. После вскрытия мощей они некоторое время находились в Ардатове, а затем пропали. В 1990 году Ленинградский музей истории и религии, местом расположения которого был Казанский собор, открыл свои запасники, где нашли неопознанные останки. Для их исследования создали комиссию, которая выяснила, что они принадлежат святому Серафиму Саровскому.
Обретение мощей и место их нынешнего нахождения
В 1991 году поклониться мощам святого верующие приходили в московский Богоявленский собор. Наступило лето и состоялся крестный ход. Мощи преподобного покинули Москву и прибыли в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь. Предсказание старца сбылось.
Иконы и прижизненные портреты
Еще при жизни Серафима Саровского художники писали его портреты. Впоследствии они стали иконами. Самое известное прижизненное изображение преподобного было создано примерно в 1828 году Иосифом (Серебряковым). На иконном портрете вокруг святого Серафима отсутствует нимб. Изображение преподобного заключено в овал. Фон рисунка – серый. «В мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн,…лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди». В 1903 году этот рисунок переписали и он стал иконой. Также известно о других прижизненных изображениях, которые впоследствии использовали как иконографические образцы. На некоторых из них у старца голубые глаза и кроткий взор. На других он держит четки-лестовку. На нем могут быть надеты черная скуфья и белый балахон или полотенце на поясе, кукол и полумантия. На ряде изображений он согбенно опирается на посох. Есть и ростовые портреты Серафима Саровского. Монахини Дивеевского монастыря написали иконописный портрет старца, вставшего на колени во время молитвы. На одном из его изображений можно увидеть икону «Умиление». На образах святой появляется с реальными чертами лица. Особенно выделяются его добрые лучистые глаза. Верующие полюбили икону с изображением старца, дающего медведю хлеб с руки.
Помощь преподобного Серафима Саровского
Люди обращаются к святому за помощью, когда попадают в трудные житейские ситуации. Серафим Саровский считал уныние грехом, поэтому человеку нужно оптимистично смотреть на жизнь и решать все возникшие проблемы. Если вы выбираете между семьей и монашеством, то помолитесь святому старцу и он поможет вам сделать правильный выбор. К мощам преподобного за исцелением приходят тяжелобольные люди. Также Серафим Саровский помогает предпринимателям определиться с дальнейшим направлением развития их бизнеса. При жизни святой говорил: «кто обидит моих сирот – того Бог накажет, а кто поможет им, того Господь не оставит ни в сем веке, ни в будущем». Считается, что преподобный покровительствует людям, которые занимаются торговлей.
Молитва преподобному Серафиму Саровскому
О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от тебе́ тощ и неуте́шен отъи́де, но всем в сла́дость бысть виде́ние ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе́ яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любо́вь твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившаяся, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй, вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду Сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу до сконча́ния ве́ка. Ами́нь.
Современное свидетельство чуда
Один удивительный случай произошел с Павлом из Ярославля: «Я был в Чечне. Меня контузило, практически потерял слух. Дали инвалидность — копейки. Работу для слабослышащих найти не мог, денег не было, будущего тоже. У меня только мама, больная. Решил просить милостыню. Сначала было стыдно, потом привык. Стоял, где обычно, смотрел в землю, был день белый — осень, дождик. Подошла женщина в чёрном, монашка. Говорит: «Что ты такой молодой побираешься?». Это я по губам прочёл, потому что почти уже не слышал, да ещё на улице машины, шум. Я говорю: «Я не слышу». Она отвечает: «Пойдем, я тебя отведу, будешь слышать». И повела в церковь. Подвела к иконе Серафима Саровского и показывает: молись. А я не умею. Она показывает: молись, как умеешь. Я стал креститься и про себя говорить, чтобы он мне помог, чтобы я начал слышать, чтобы появилась работа, чтобы жизнь как-то наладилась. И тут мне уши словно ватой заложило, а голова стала как банка с водой. Я пошёл домой и лег спать. А утром проснулся оттого, что часы очень громко тикают — мешают. Я сначала на них рассердился, а потом понял: я же их не слышал никогда, а теперь слышу. Пошел к матери, говорю: «Скажи мне что-нибудь». Она кричит: «Доброе утро!». Я говорю: «Ты потише скажи». Она обычным голосом говорит: «А что такое?». Я спрашиваю: «А шепотом можешь?». Она рассердилась, шипит на меня: «Чего надо-то тебе?». И тут я понял, что слышу! А через неделю у меня уже и работа была. Так жизнь и наладилась».
Литература о Серафиме Саровском
В XIX веке выпустили книгу «Духовные наставления инокам и мирянам», в которой были собраны поучения святого о том, как вести христианскую жизнь. Ее неоднократно переиздавали и дополняли. Книга «Беседы преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни» содержит несколько знаменитых поучений старца о том, как стяжать Дух Святой: «Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божиего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот почему Господь Иисус Христос сказал: «всяк, иже не собирает со Мною, той расточает» (о чем упоминается в Евангелии от Матфея). Некоторые книги о преподобном имеют научно исследовательский и житийный характер:
- выверенную биографию «Серафим Саровский» составил Валентин Степашкин;
- в книге «Всемирный светильник. Преподобный Серафим Саровский» митрополита Вениамина (Федченкова) вы найдете подробное описание жизни святого старца;
- в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», написанной священномучеником Серафимом (Чичаговым), наиболее полно исследуется житие преподобного.