Преподобный Сергий Радонежский

Написать записку

В древнем предании рассказывается о ростовском боярине Кирилле. У него была жена Мария. Они жили в имении, расположенном рядом с Ростовом Великим, если ехать от него в сторону Ярославля. Сергий Радонежский родился в семье «знатных бояр», но при этом спокойных, тихих и простых людей.

Князья Ростовские неоднократно ездили в ставку ордынского хана в сопровождении боярина Кирилла в качестве близкого, доверенного лица, жившего без излишеств. Его не считали распущенным и корыстолюбивым человеком. В домашнем быту семья Кирилла была похожа на крестьян.

Детство Сергия Радонежского

Мальчик Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) пас лошадей. Чтобы взобраться на коня, он вставал на какой-либо пень, хватал за гриву и вспрыгивал, а затем рысцой гнал табун в сторону дома. Вполне возможно, что подросток выходил на «дежурство» и ночью. Замашек барчука у него точно не было. Варфоломей жил в семье религиозных, справедливых и почтенных людей, которые оказывали помощь беднякам. У них дома неоднократно останавливались странники. 3 мая 1314 года Мария родила сына, который был наречен Варфоломеем, так как в этот день был праздник этого святого. С ранних лет мальчик выделялся особым «оттенком». 7-летний Варфоломей учился читать и писать в школе, куда также ходил его брат Стефан – прилежный ученик. У Варфоломея не было особого таланта к наукам, но он упорно старался их постигнуть, хотя и безуспешно, за что следовало наказание учителя, звучали насмешки товарищей и приходилось выслушивать выговоры родителей. Мальчик плакал в одиночестве, но учеба не улучшалась. После пропажи заблудившихся жеребят Варфоломею по отцовскому заданию пришлось их искать, что ребенок делал и раньше. Он прочесал поля, зашел в лес, исследовал озерное побережье, окликая жеребят, которые должны были услышать звуки недоуздок и бича. Хоть Варфоломей и любил одиночество, имея мечтательную натуру, но к выполнению всякого дела относился добросовестно, что будет характерно и для его дальнейшей жизни.  

Чудесная встреча

  Юного Варфоломея удручали неудачи. Но результат его поиска был неожиданным. Он увидел, что у дуба стоит «старец черноризец», по сану – пресвитер, который спросил, чего ему надо. Мальчик плакал и рассказывал о собственных проблемах. Ребенок попросил старца помолиться за него, чтобы получить помощь от Бога в освоении грамоты. Пресвитер стал читать молитву у дуба вместе с Варфоломеем. После этого он нашел в своем ковчежце просфору, которую мальчик после благословения старца съел. «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей». Суть дальнейшей беседы пресвитера с Варфоломеем нам не известна. Мальчик познакомил его со своими родителями, которые устроили старцу достойный прием, как и всем другим странникам. Пресвитер повелел мальчику заняться чтением псалмов в молельной. Варфоломей же сказал, что не умеет читать. Старец достал книгу и снова повторил свой наказ. Хозяева дома сильно удивились, когда услышали хорошее чтение собственного ребенка. Гость был досыта накормлен. Родители Варфоломея поведали ему о знамениях, связанных с их сыном. Пресвитер сказал, что их ребенок научится читать и поймет Святое Писание. Родители Сергия Радонежского умерли и молодой человек ушел из дому в Хотьковско-Покровскую обитель к своему брату Стефану, принявшему там постриг. Варфоломей все время думал о «строжайшем монашестве» и пустынножитии. Пробыв некоторое время в монастыре, он уговорил брата стать вместе с ним основателем пустыни на речном побережье Кончуры, где в глухом Радонежском боре находился холм Маковец. Там примерно в 1335 году Сергий занялся строительством небольшой деревянной церкви Святой Троицы. Сегодня ее место занимает собор. Суровая аскетичная жизнь в условиях дикой природы была не по нраву Стефану, который ушел в московскую Богоявленскую обитель, а позже был возведен в сан игумена. Началась одинокая пустынная жизнь 23-летнего Варфоломея. Он обратился с просьбой к некому игумену Митрофану, чтобы тот провел обряд монашеского пострига. Так появился Сергий Радонежский, получивший имя в честь мученика, праздник которого отмечали в тот памятный день. Новообретенный монах не покидал свою «церквицу» целую неделю, проводя время в молитвах. Питался он только просфорой, полученной от Митрофана, который перед уходом благословил Сергия на пустынничество, выказал ему поддержку. С тех пор одинокого инока окружали сумрачные леса. В его мыслях возникали дикие звери и мерзкие гады, которые свистели, скрежетали зубами и нападали на него. Позже преподобный Сергий рассказывал, что как-то в его «церквицу» во время пения «утреней» зашел дьявол со своим «бесовским полком». Демоны старались напугать монаха и прогнать его, но инок продолжал молиться, произнося «Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…». В итоге нечистая сила исчезла. Зимняя метель, осенние дожди, убогая келья и грозный лес не заставили «боголюбивого», терпеливого и упорного Сергия покинуть это место по примеру его брата Стефана. В течение некоторого времени он находился здесь совсем один.  

Приручение медведя

  Однажды к кельи отшельника подошел огромный, голодный, ослабленный медведь. В сердце Сергия возникло сочувствие этому животному, которого он накормил хлебом, беря пример со своих «странноприимных» родителей. Дикий зверь не тронул монаха, а позже не единожды приходил к нему за едой, постепенно превращаясь в ручное животное. О пустыннике узнало много людей, которые приходили к Сергию и просили принять их на поселение для совместного спасения. Монах пытался отговорить гостей. Он рассказывал о своих тягостях и лишениях, о Стефане, который не выдержал и ушел. Но в итоге несколько человек его уговорили и остались жить на Маковце. Между елей и сосен возвели 12 келий, установили тын, чтобы защитить себя от диких животных, а на скромном огороде, разбитом между торчащими пнями, стали выращивать овощи. Жизнь пустынников была тихой и суровой. Основатель пустыни в лесу служил примером для своих последователей. Он обустраивал кельи, ходил за водой, сделал ручные жернова для помола, выпекал хлеб, готовил еду, занимался кроем и шитьем одежды, которую носил круглый год. Ему было комфортно и жарким летом и морозной зимой. Хоть монашеская пища была скудной, но крепость его тела не ослабевала. Сергий «имел силу противу двух человек». Он приходил на службы раньше других. Такая жизнь продолжалась годами. Сергий неформально руководил общиной, которая росла. Пора было подумать об ее оформлении. Пустынники желали видеть Сергия в сане игумена, но все время получали его отказ. Они не раз слышали от преподобного: «Желание игуменства есть начало и корень властолюбия». Иноки настаивали на своем. Сергий даже встречался со старцами, убеждавшими и уговаривающими его, как основателя пустыни и строителя церкви, принять сан игумена для последующего совершения литургии. Пустынники заявили, что в противном случае покинут это место, разойдясь по другим обителям. Сергию пришлось им уступить, но с некоторыми оговорками: «Желаю лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!». Сергий сказал, что принять окончательное решение должна церковная власть. Митрополит Алексий тогда отсутствовал в своей московской резиденции. Делегация, состоящая из Сергия и двух старейших пустынников, отправилась в пеший поход, чтобы встретиться в Переславле-Залесском с заместителем митрополита, епископом Афанасием, который дал основателю пустыни поручение заниматься воспитанием братии и всеми делами общины. Сергий в чине игумена выполнил все наставления, полученные от церковной власти, не меняя собственной жизни. Он продолжал заниматься помолом пшеницы, приготовлением просфор и кутьи, скатыванием свечей и другой работой. В 1350-х годах Сергий встретился со смоленским архимандритом Симоном, который прибыл к нему в пустынь, узнав, что тот ведет святую жизнь. Он был первым, приехавшим в обитель со средствами, на которые началось строительство большой церкви Святой Троицы. В монастырь приходили новые послушники. Сергий расширил сферу своей деятельности. Он не торопился с постригом, наблюдая за душевным развитием прибывших. Хоть в обители появился новый храм, а число иноков увеличилось, но они продолжали жить строго и бедно. Каждому монаху приходилось выживать самостоятельно. На общую трапезу они не собирались. Амбары и кладовые в монастыре отсутствовали. По правилам, установленным Сергием, каждый монах в своей келье молился, размышлял о собственных грехах, читал святые книги, переписывал их, писал иконы, но праздные разговоры были запрещены. Игумен Сергий оставался таким же трудолюбивым, каким слыл Варфоломей в детстве и юности. Он был требователен к монахам, заставляя их трудиться и не брать подаяний, как завещал апостол Павел.  

Монастырь

  Бедность в Сергиевой обители процветала. Вино заканчивалось. Иногда литургию приходилось из-за этого переносить. Масло лампадное и воск тоже были в дефиците. Свечи заменяли лучиной. Соль, хлеб и мука поставлялись нерегулярно. Приправы использовали только по большим праздникам. Такая нужда привела к появлению недовольных. После пары дней голода они начали роптать. Один монах высказал отцу Сергию мнение остальной братии: «Вот мы смотрели на тебя и слушались, а теперь приходится умирать с голоду, потому что ты запрещаешь нам выходить в мир просить милостыни. Потерпим еще сутки, а завтра все уйдем отсюда и больше не возвратимся: мы не в силах выносить такую скудость, столь гнилые хлебы». Тогда настоятель стал увещевать братию. Преподобный еще не закончил свою речь, как уже кто-то стоял у монастырских ворот и стучал. От голодного привратника монахи узнали о том, что им доставили пропитание: «Отче, привезли много хлебов, благослови принять. Вот, по твоим святым молитвам, они у ворот». После благословения Сергия на монастырское подворье заехали повозки, в которых, кроме хлеба, была рыба и разная снедь. Батюшка обрадовался: «Ну вот, вы алчущие, накормите кормильцев наших, позовите их разделить с нами общую трапезу». По приказу настоятеля монахи ударили в било и отправились в храм для служения благодарственного молебна. Затем они стали трапезничать, наслаждаясь мягкими и теплыми хлебами, будто их испекли несколько минут назад. С тех пор прежняя нужда ушла из обители, но простая жизнь Сергия не изменилась. Его не интересовали земные блага, он не получал удовольствия от своей власти над иноками. Преподобный всегда изъяснялся тихо и спокойно. Внешне он выглядел, как святой великорусский плотник. Сергий олицетворял благоуханную Русь с ее крестами, ласточками, зеркальными водами, березами, васильками и пшеницей. Он был предельно чистым Рабом Божьим. Много паломников посещали Сергиеву обитель, чтобы увидеть святого старца, слава о котором распространилась по всей Руси. Его уважал и чтил митрополит Алексий. Князья приглашали Сергия для улаживания распрей. По его благословению строили монастыри. Строгий порядок был для преподобного основой устройства обители. Примером для него служила первохристианская община с равными бедными братьями, которые не имеют никакой собственности. Нововведения батюшки усложняли и расширяли обитель. Он заботился не только о духовной пище, исповедуя, поддерживая и наставляя иноков, но и о ведении хозяйства, и строительстве новых зданий – амбаров, кладовых, хлебопекарни, трапезной. Все физически здоровые монахи трудились. О частной собственности не могло быть и речи. Община усложнилась. Для управления братией Сергию были нужны помощники. Наместник занялся распределением их обязанностей. Следом за игуменом важной считалась служба келаря, которую первым учредил в обителях на Руси преподобный Феодосий Печерский. В ведение келаря передавали хозяйство, благочиние и казну. После появления вотчин, он брал их под свою опеку, а также ведал судебными делами. Сергий позаботился и о хлебопашестве. Обработкой пахотных полей, окружавших обитель, занимались иноки, послушники и наемные крестьяне. К первым келарям монастыря можно причислить преподобного Никона, впоследствии игумена. Духовником мог стать опытный монах, который вел духовную жизнь. Он исповедовал других иноков. Савву Сторожеского, который основал монастырь возле Звенигорода, относят к первым духовникам. Потом эта служба досталась Епифанию, биографу основателя Троице-Сергиевой лавры. Порядок в храме обеспечивался экклезиархом. Основная забота параэкклезиарха – чистота в церкви. Хранение богослужебных книг и ведение «клиросного послушания» поручали канонарху. При Сергии к монастырю проложили дороги, а также построили гостиный двор для князей и простых людей. Уроженца Волыни, игумена ратского Петра православные христиане знают, как первого русского митрополита, резиденцией которого вначале был Владимир, а позже – Москва. Петр побывал в Орде, куда он оправился к хану узбеку за охранительной грамотой, защищающей духовенство. Князь постоянно с ним советовался. Предками митрополита Алексия были сановные черниговские бояре. Князь обращался к ним за помощь по вопросам обороны и управления государством. Существуют иконы с совместным изображением митрополитов Алексия и Петра, на которых надеты белые клобуки. Эти московские покровители и заступники, труженики и созидатели написаны с потемневшими лицами, длинными и узкими седыми бородами. Петр занимал митрополичью кафедру, когда Сергию было совсем мало лет. Алексий же дружил с преподобным. Молитвеннику и пустыннику, который любил лес и тишину, не хотелось переезжать в Москву. Его не интересовала власть, плетение интриг, назначение и смещение подчиненных. Тихий святой встречался с митрополитом Алексием в своей Лавре, куда тот приезжал на отдых. Сергию пришлось заняться важными делами в период надлома татарщины, разложения и дробления Орды, объединения и укрепления молодого русского государства. За ставку хана шла борьба между несколькими соперниками, что привело к ослаблению Орды и возрождению Руси. Новому хану Мамаю удалось собрать большое войско, в которое также вошли наемники – буртасы, ясы и хивинцы. Литовский князь Ягайло и генуэзцы обещали ему помощь. Для своего летнего стана хан выбрал устье речки Воронеж, куда пришли литовцы. Русь находилась в опасности. Тихому отшельнику, плотнику, скромному игумену и воспитателю было необходимо совершить трудное дело – благословить на войну.  

Собирание Руси

  Дмитрий Донской, Владимир Серпуховский, другие князья и воеводы приехали в Сергиеву обитель. Так первый раз удалось объединить русские княжества. В армии Дмитрия Донского были воины из Пскова, Мурома, Белозерска, Нижнего Новгорода, Ростова, Серпухова, Суздали, Владимира и Москвы. Когда шла служба в храме, гонцы приносили князьям новые вести о том, куда движется враг. Дмитрий Донской по просьбе Сергия остался в монастыре на трапезу. От настоятеля обители он услышал такие слова: «Еще не пришло время тебе самому носить венец победы с вечным сном; но многим, без числа, сотрудникам твоим плетутся венки мученические». Трапеза закончилась. Сергий взял святую воду, чтобы окропить Дмитрия Донского и его людей, а потом промолвил: «Иди, не бойся. Бог тебе поможет». После чего наклонился к уху князя и тихо прошептал: «Ты победишь». Два монаха-схимника Ослябя и Пересвет были направлены Сергием в помощь Дмитрию Донскому. Бывшие воины не носили панцири и шлемы. Они надели монашескую одежду, на которую нанесли белые кресты. Вначале русское войско направилось в Коломну, после переправы на Оке вошло в Рязанское княжество, а затем пошло в сторону Дона, где на берегу Дмитрий Донской размышлял, принять бой здесь или переправиться через реку. От старших, опытных воевод он услышал совет, что лучше им остаться в этом месте, так как сила Мамая велика и он придет с Литвой и князем Олегом Рязанским. Дмитрий Донской их не послушал, а переправился на другой берег Дона. У Сергия в это время был высочайший подъем. В грамоте, которую получил от него князь, говорилось: «Иди, господин, иди вперед, Бог и Святая Троица помогут!». 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва. В предании рассказывается о бое Пересвета с татарским богатырем. Монах-схимник был готов умереть, но во время поединка поразил Челубея, а потом свалился с коня. Началось сражение, во время которого Дмитрий Донской вспомнил слова преподобного Сергия: «Многим плетутся венки мученические». В Куликовской битве полегли многочисленные русские воины. Настоятель Лавры позвал монахов в храм, где они молились во время сражения. Сергий рассказывал братии, как проходит бой, говорил, кто погиб, и все они поминали павших воинов заупокойными молитвами. Служба закончилась словами Сергия: «Мы победили».  

Конец земной жизни преподобного Сергия Радонежского

  Земная жизнь преподобного Сергия Радонежского закончилась 25 сентября 1392 года. Безвестный и скромный юноша Варфоломей поселился на холме Маковец, а через годы к нему уже приходили, как к прославленнейшему старцу Сергию Радонежскому. Ранее здесь находилась лесная чаща с источником неподалеку и соседями-медведями. После смерти преподобного началось массовое паломничество в Троице-Сергиеву лавру. При Сергии здесь была проведена расчистка лесов, а на образовавшихся полях сеяли овес и рожь. В новообразованных деревнях стали жить люди. Сергий много раз благословлял своих учеников, основавших другие монастыри. Он создал монашество на Руси. Никакие писания после Сергия не сохранились. Но сам его облик служит утешением или немым укором для миллионов православных христиан по всему миру. Безмолвное учение Сергия заключается в таких общепринятых понятиях, как правда, прямота, мужественность, труд, благоговение и вера.

Дни памяти

  • 18 июля – Обретение честных мощей
  • 6 июля – Собор Владимирских святых
  • 8 октября – Преставление
  • 3 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
  • 19 июля – Собор Радонежских святых
  • 5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

 

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О, свяще́нная главо́, преподо́бне и Богоно́сне о́тче наш Се́ргие, моли́твою твое́ю, и ве́рою и любо́вию, я́же к Бо́гу, и чистото́ю се́рдца, еще́ на земли́ во оби́тель Пресвяты́я Тро́ицы ду́шу твою́ устро́ивый, и а́нгельскаго обще́ния и Пресвяты́я Богоро́дицы посеще́ния сподо́бивыйся, и дар чудоде́йственныя благода́ти прие́мый, по отше́ствии же твое́м от земны́х наипа́че к Бо́гу прибли́живыйся, и Небе́сныя си́лы приобщи́выйся, но и от нас ду́хом любве́ своея́ не отступи́вый, и честны́я твоя́ мо́щи, я́ко сосу́д благода́ти по́лный и преизлива́ющийся, нам оста́вивый! Ве́лие име́я дерзнове́ние ко Всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ рабы́ Его́, су́щей в тебе́ благода́ти Его́ ве́рующия и к тебе́ с любо́вию притека́ющия. Испроси́ нам от великодарови́таго Бо́га на́шего вся́кий дар, всем и коему́ждо благопотре́бен, ве́ры непоро́чны соблюде́ние, градо́в на́ших утвержде́ние, ми́ра умире́ние, от гла́да и па́губы избавле́ние, от наше́ствия иноплеме́нных сохране́ние, скорбя́щим утеше́ние, неду́гующим исцеле́ние, па́дшим возставле́ние, заблу́дшим на путь и́стины и спасе́ния возвраще́ние, подвиза́ющимся укрепле́ние, благоде́лающим в дела́х благи́х преспе́яние и благослове́ние, младе́нцем воспита́ние, ю́ным наставле́ние, неве́дущим вразумле́ние, сирота́м и вдови́цам заступле́ние, отходя́щим от сего́ вре́менного жития́ к ве́чному благо́е уготовле́ние и напу́тствие, отше́дшим блаже́нное упокое́ние, и вся ны споспешеству́ющими твои́ми моли́твами сподо́би в день Стра́шнаго суда́ шу́ия ча́сти изба́витися, десны́я же страны́ о́бщники бы́ти и блаже́нный о́ный глас Влады́ки Христа́ услы́шати: прииди́те, благослове́ннии Отца́ Моего́, насле́дуйте угото́ванное вам Ца́рствие от сложе́ния ми́ра. Ами́нь.

Иконы Сергия Радонежского

 

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.