Житие святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай родом из города Патары (Ликийская область). Он находится на Малоазийском полуострове, в районе его южного побережья. Благочестивые родители Николая, Нонна и Феофан, воспитали единственного сына по заповедям Божиим. Бездетные супруги долго молились, пока Господь не послал им ребенка. У матери Николая была тяжелая болезнь, которая прошла, когда она родила сына. Новорожденного младенца крестили. Его поставили в купель, где он стоял на протяжении трех часов. Никто ребенка не поддерживал. Так он чествовал Пресвятую Троицу. Младенец постничал, принимая материнское молоко только каждую среду и пятницу. Однажды он выпил его после вечерней молитвы отца и матери.
С юного возраста мальчик изучал Божественное Писание. В дневное время ребенок постоянно находился в храме, а по ночам его можно было застать за молитвой и чтением книг. Святой Дух уже тогда вселился в мальчика. Епископу Патарскому Николаю, дяде святителя, нравилось, что его племянник делает духовные успехи и живет благочестиво. Он назначил юношу чтецом, а потом рукоположил в священники. Николай стал помогать дяде и поучать паству. Служение Богу полностью поглотило духовного юношу, который по своей опытности мог сравниться со старцем, чему удивлялись и за что его глубоко уважали верующие.
Молодой человек проводил время в бодрствовании и трудах. Он непрестанно молился и с великим милосердием относился к своей пастве. Страждущие приходили к нему за помощью. Он раздал бедным людям свое имущество. Однажды Николаю стало известно, что некогда богатый горожанин испытывает горькую нужду, из-за чего может совершить большой грех. У него было три дочери-девицы. От отчаяния их родитель задумал сделать из девушек блудниц, чтобы не умереть голодной смертью. Николай видел, как погибает грешник. Одной из ночей святитель незаметно бросил нищему горожанину в окошко золото в трех мешочках. Таким способом его семья была спасена, а Николай предотвратил падение и духовную гибель этого человека. Он совершал благие поступки втайне ото всех.
Однажды епископу Патарскому захотелось посетить святые места в Иерусалиме. Он попросил Николая на время заменить его. После возвращения епископа его племянник пришел к нему за благословлением на паломничество в Иерусалим. В пути святитель сказал, что надвигается буря, из-за которой может потонуть корабль. Николай заметил, как на судно поднялся дьявол. Отчаявшиеся путники обратились к святителю за помощью. Волнение на море успокоилось после молитвы Николая. Также он воскресил разбившегося корабельщика-матроса, свалившегося с мачты.
Приехав в Иерусалим, святитель побывал на Голгофе, где с благодарностью молился Господу. Он путешествовал по святым местам. В темное время суток Николай пришел на Сионскую гору, где произошло самопроизвольное открытие запертых дверей храма, куда вошел великий паломник. Он побывал в местах, где происходило земное служение Спасителя. Далее святитель захотел пожить в пустыне, но его остановил Божественный глас, который сказал, что Николая ждут на родине.
В Ликии Чудотворец вел безмолвное житие. Он стал членом братства монастыря Святого Сиона. Но Бог вновь известил святителя о том, что ему уготован иной путь: «Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое». Святителю было видение, в котором он получил от Господа подарок в виде Евангелия, заключенного в дорогой оклад, а Богородица вручила ему омофор.
После того как умер архиепископ Иоанн, на епископскую кафедру в Мирах выбрали святителя Николая. Перед этим один епископ, участвовавший в Соборе по избранию преемника Иоанна, видел во сне святого Николая, на которого указал Господь. Так святитель получил архиерейский сан и превратился в великого подвижника, главными личными качествами которого были кротость, незлобие и любовь к людям.
В конце третьего – начале четвертого веков правил император Диоклетиан, при котором христиане были вне закона. Ликийская Церковь переживала трудные времена. Епископа Николая посадили в тюрьму, где находились другие христиане, которым он оказывал поддержку, укреплял их веру, помогал перенести пытки. Самого святителя язычники не тронули. Когда воцарился святой равноапостольный Константин, епископа Мир Ликийских выпустили из темницы.
Дальнейшая деятельность дерзновенного и ревностного воина Христова, святителя Николая была связана с разрушением языческих храмов и капищ в Мирах и Ликии. Он сокрушал статуи языческих богов. В 325 году архиепископ принял участие в Первом Вселенском Соборе, на котором состоялось принятие Никейского Символа веры. Он поддержал Спиридона Тримифунтского, Александра Александрийского, папу Римского, святого Сильвестра и других священников, противостоящих еретику Арию.
За заушение лжеучителя у Николая Чудотворца отняли святительский омофор и отправили его в темницу. Вскоре некоторые святые отцы увидели во сне Господа и Богородицу, которые возвели Николая в епископский сан и сделали ему подарки в виде Евангелия и омофора. Им стало понятно, что дерзновенный святитель угоден Всевышнему. Святой угодник был восстановлен на епископской кафедре. Он продолжил бороться с закоренелыми еретиками и помогать падшим уверовать в Господа и жить по Его заповедям. Святителя Николая можно было назвать светом мира и солью земли. Он жил праведно, а в словах епископа Мир Ликийских содержалась великая премудрость.
Известно о многих прижизненных чудесах святителя Николая, например, как от смерти были избавлены три несправедливо осужденные мужчины, которых решил наказать корыстолюбивый градоначальник. Епископ Мир Ликийских удерживал меч палача, который тот занес над головами невинных людей. После обличения градоначальника произошло его раскаяние. Он попросил прощения в присутствии трех военачальников, которые побывали во Фригии по приказу императора Константина. Эти люди даже не думали, что скоро обратятся к святителю Николаю за заступничеством из-за клеветы, которую распространяли их враги. Из-за этого военачальников должны были казнить.
Святой равноапостольный Константин увидел во сне Николая Чудотворца, который сказал, что эти люди осуждены несправедливо и должны быть отпущены на свободу из темницы, где военачальники в своих молитвах обращались к святителю за помощью. Были и другие чудеса, совершенные епископом Мир Ликийских, который на протяжении многих лет верно служил Господу и своей пастве. Его молитвы принесли спасение Мирам, когда в городе начался сильный голод. Один итальянский купец увидел святителя Николая в своем видении. Он получил от Чудотворца 3 золотые монеты, а проснувшись, заметил, что его рука держит эти деньги. По просьбе святителя он отбыл в Миры с житом для его продажи. Также Николай Чудотворец неоднократно помогал утопающим выжить в морской пучине. Он освобождал пленных и заключенных из тюрем.
Земная жизнь глубокого старца, святителя Николая окончилась в период между 345 и 351 годами. Кафедральная церковь города Миры стала местом хранения его честных нетленных мощей, источающих целительное миро. В 1087 году состоялось их перенесение в Италию. Сейчас они находятся в городе Бари.
Святитель Николай Чудотворец почитаем многими народами мира. Существуют многочисленные русские церкви, монастыри и соборы, названные в его честь. Никольский храм есть почти в каждом городе.
Николай Чудотворец стал покровителем первого русского князя-христианина, Киевского правителя Аскольда, которого в 866 году крестил Патриарх Фотий под именем святителя. По велению равноапостольной княгини Ольги над местом киевского захоронения этого князя была построена первая русская церковь, названная в честь Николая Чудотворца. Его именем названо несколько главных соборов таких городов, как Зарайск, Можайск, Остров и Изборск. На территории Новгорода Великого одна из главных городских церквей – Николо-Дворищенский храм 12-го века. Сегодня это собор.
Тобольск, Великий Устюг, Архангельск, Галич, Торопец, Псков, Смоленск и Киев – города с прославленными и чтимыми Никольскими монастырями и храмами. В Москве есть несколько церквей Николая Чудотворца. Московская епархия известна тремя Никольскими обителями – Николо-Угрешской, Николо-Перервинской и Николо-Греческой (Старой), расположенной на территории Китай-города. Одну большую башню в Московском Кремле назвали Никольской.
Русские землепроходцы, мореходы и купцы часто выбирали торговые площади для возведения храмов Николая Чудотворца, которого они почитали, как покровителя путешественников. В некоторых случаях такие церкви получали народное название «Николы Мокрого». Многие русские сельские храмы посвящены святителю. Русь находится под покровительством Николая Чудотворца. В древнем Киеве произошло чудо. Младенец чуть не утонул. Его спас святитель, до которого дошла скорбная молитва отца и матери ребенка. В их семье этот малыш стал единственным наследником. В темное время суток младенец был вынут из воды и оживлен святителем Николаем, который отнес малыша на хоры в храм св. Софии, где находится его чудотворная икона. Поутру спасенного ребенка нашли здесь счастливые родители, после чего они стали славить святителя вместе с другими прихожанами.
Многочисленные чудотворные иконы святого Николая явились на Руси или прибыли в Россию из других государств. Древняя Византийская поясная икона святителя 12-го века вначале находилась в Новгороде, а потом оказалась в Москве. В 13-м столетии новгородский мастер написал огромную икону Николая Чудотворца.
Русская Церковь в основном признает образы святителя с двумя его изображениями. Николай Зарайский написан в полный рост. На иконе видны Евангелие и его благословляющая десница. Она появилась в Рязани в 1225 году, куда ее принесла византийская царевна Евпраксия, мужем которой был рязанский князь Феодор. Супруги и их младенец-сын погибли, когда на Русь напал Батый. Святитель Николай Можайский изображен на иконах в полный рост. Его правая рука держит меч, а левая – город. Можайск был спасен святителем от врагов. Такая икона используется для благословения храмов во всех русских городах.
Иконы, фрески и мозаики с образом Николая Чудотворца
В Священном Предании, куда входит и церковное искусство, веками сохранялся канонический портрет Николая Чудотворца. Иконы с его изображением подчеркивают яркую индивидуальность внешнего облика святого. Люди, плохо разбирающиеся в церковном искусстве, сразу узнают святителя на иконах.
Когда Николай Чудотворец умер, его сразу стали почитать на родине, как святого. Весь христианский мир познакомился с ним между четвертым и седьмым веками. Из-за того что происходили иконоборческие гонения, иконография Николая Чудотворца сложилась лишь к 10-11-м векам. Если обратить внимание на монументальную живопись, то древнейшим изображением святителя следует считать то, что вы увидите, если посетите римскую церковь Санта Мария.
Полным или поясным изображением святого были оформлены древнерусские и византийские храмы. Николая Чудотворца писали одного. Также он входил в алтарную композицию «Святительский чин». Правая рука святого поднята для благословления, а левая написана с Евангелием (эту руку может покрывать омофор и фелонь).
Николая Чудотворца изображают в ризе, поручах, омофоре и фелони с палицей. Образы древних святителей традиционно содержат фелонь, а не саккос. Дело в том, что до 14-го столетия саккос разрешалось носить лишь Константинопольскому патриарху. Георгиевский собор в Старой Ладоге, церковь Успения в Дафни, Софийский собор в Киеве, собор Святой Софии в Стамбуле и многие другие храмы оформлены мозаичными и фресковыми образами Николая Чудотворца.
Древнейшее известное иконописное изображение этого святого с Иисусом Христом в компании избранных святых можно увидеть в Синайском монастыре святой Екатерины. Это примечательный образ, на котором рука Николая Чудотворца не благословляет, а указывает в сторону Евангелия, что называют «жестом речи».
Икона святого часто размещена между образами Спасителя и Богородицы, которые возвращают ему омофор и Евангелие – архиерейские атрибуты. Так изображается чудесное видение, которое узрели святые отцы, участвующие в Первом Вселенском Соборе в Никее. Оно говорит о несправедливом лишении святителя Николая сана епископа и заключении его в тюрьму. Иконы с «Никейским чудом» появились в 12-м веке.
В 11-м столетии житие святого, в котором описано киевское чудо, было переведено на русский язык. Когда супружеская пара потеряла новорожденного ребенка, случайно утонувшего в водах Днепра, то стала усердно молиться святителю Николаю. Родители нашли живого младенца в Софийском соборе. Он лежал на хорах возле иконы святого, которую с того времени почитают, как чудотворную. Она называется «Никола Мокрый», так как младенца обнаружили здесь полностью мокрым, будто он недавно находился в воде. В 20-х годах прошлого века после проведения реставрационных исследований ученые выяснили, что икону «Никола Мокрый» написали примерно в 14-м веке. Скорее всего, она является чтимым списком с первоначальной иконы. Когда шла Великая Отечественная война, этот образ пропал. Его до сих пор не нашли.
Другая чудотворная икона святого Николая появилась в Новгороде. Согласно преданию, князь Мстислав сильно заболел. В своем сновидении он увидел святителя. Тот велел привезти свою икону, находящуюся в Новгороде, в Киев. Доска, на которой был изображен святой, имела круглую форму. Люди князя плыли по Ильмень-озеру. Во время шторма они попали на остров Липно, где решили переждать непогоду, чтобы продолжить путь. Через четыре дня они заметили, что по воде плывет икона Николая Чудотворца. Именно такой ее описал князь Мстислав, который был чудесно исцелен. Образ попал в Никольский собор Ярославова дворища, поэтому икону назвали «Никола Дворищский». Потом остров Липно стал местом основания Никольского монастыря.
Образы «Николы Можайского» появились на русских землях в 15-м веке. По своей иконографии они похожи на знаменитую чудотворную деревянную статую, которая считается покровительницей Можайска. В предании говорится, что на город был совершен вражеский набег, от которого местных жителей защитил Николай Чудотворец, возникший в небе. Под ним находился собор. Правая рука святителя держала клинок, острие которого было направлено кверху, а левая – храм и крепостную стену в форме модели. Враги испугались, увидев в воздухе святого, они покинули Можайск, а местные умельцы поработали над созданием резного изображения Николая Чудотворца. Скорее всего, эту скульптуру конца 14-го столетия в наше время можно увидеть в экспозиции Третьяковской галереи.
Предположительно, такие резные статуи, а позже и иконы, развивали древнерусскую традицию, связанную с изображением «Николы Зарайского». По мнению некоторых ученых, это романская иконография, которую позаимствовали в западноевропейских странах. Там были распространены образы, на которых воинствующий святитель держит в руке меч. Возможно, они появились благодаря балканским мастерам, построившим в 14-м столетии Можайский Никольский собор. По версии Анны Рындиной, этот памятник имеет отношение к обрядовым и литургическим преобразованиям, которые ввел митрополит Киприан. Также с ним связана традиция почитания мощей святых. К таким резным образам имеет отношение и скульптура Николая Чудотворца, которую в 14-м веке сербский король Урош вложил в базилику в Бари. Ее должны были поместить возле раки, где хранятся мощи святителя.
Николай Чудотворец также изображается как ратник – защитник православного града от иноверцев. Популярность этого образа была распространенной в 15-16-х столетиях, когда Русь страдала от частых набегов и войн. Значение меча в данном случае не только как воинского оружия, но и как «Слова Божия» для уничтожения грехов. Горожане жили под защитой своего небесного покровителя, который оберегал их от телесных и духовных напастей.
Иконографию «Николы Зарайского» можно назвать широко распространенной на Руси. Такие образы содержат изображение святителя в полный рост. Он распростер руки по сторонам. Правую Николай Чудотворец поднял для благословления, а левая удерживает Евангелие. С соблюдением такого же композиционного решения изображались молящиеся. Этот тип христианского искусства получил название оранта.
«Повесть о Николе Зарайском» содержит рассказ о переносе корсунской иконы в 1225 году в Рязанское княжество, где произошли многочисленные чудеса. Когда Батый напал на эти земли, то люди хана убили князя Феодора. Его жене, княгине Евпраксии, пришлось броситься из терема. Она погибла – «заразися до смерти». Когда княжескую семью похоронили рядом с иконой Николы Корсунского, у этого образа появилось другое название – Никола Зарайский (Заразский), а город стал называться Зарайском.
Прославившимся на Руси чудотворным иконам давали названия, которые связаны с местами, где они были обретены. На побережье речки Великая под Вяткой нашли икону, которая известна как «Никола Великорецкий», а рядом с калужским Гостунем обрели образ «Николы Гостунского».
Дни памяти Николая Чудотворца
- в будни по четвергам;
- 9 (22) мая – прибытие мощей в Бари;
- 19 июля (11 августа) – день рождения Николая Чудотворца;
- 6 (19) декабря – день кончины святителя.
О чем молятся Николаю Угоднику
Николаю Чудотворцу молятся о путешествующих, о благополучном замужестве, об избавлении от голода и в других сложных ситуациях.
О, всесвяты́й Нико́лае, уго́дниче преизря́дный Госпо́день, теплый наш засту́пниче и везде́ в скорбех ско́рый помо́щниче. Помози́ мне, гре́шному и уны́лому, в настоя́щем житии́, умоли́ Го́спода Бо́га дарова́ти ми оставле́ние всех мои́х грехо́в, ели́ко согреши́х от ю́ности моея́, во всем житии́ мое́м, де́лом, сло́вом, помышле́нием и все́ми мои́ми чу́вствы, и во исхо́де души́ моея́ помози́ ми, окая́нному, умоли́ Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Соде́теля, изба́вити мя возду́шных мыта́рств и ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ю Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.