Мучительные испытания христианки
Совершеннолетняя девушка решила, что будет верно служить Господу и посвятит ему всю свою жизнь. После обета девства она много трудилась и заботилась о нуждающихся. Через некоторое время Татиану возвели в диакониссы. Диакониссы готовят женщин к крещению, поддерживают порядок во время проведения богослужений и приходят к больным христианам. Согласно свидетельствам девятого века, некоторые диакониссы приносили Святые Дары своим плененным братьям и сестрам – христианам. В 222 году власть в Риме перешла к императору Александру Северу, который не устраивал гонения на последователей Спасителя, так как его родила христианка. Но наместники императора преследовали людей, исповедующих истинную веру. Много христианской крови было пролито в то время, а юную диакониссу Татиану схватили. Праведницу привели к императорскому наместнику Ульпиану, который хотел заставить девушку совершить обряд идолопоклонства. Но она отказалась. Тогда ее избили и жестоко мучили. Юная диаконисса достойно перенесла все мучения, а своих молитвах просила Господа простить ее мучителей. Некоторых из этих язычников впечатлила стойкая и мужественная девушка, после чего они приняли христианство. По ночам в темнице Татиана встречалась с ангелами, которые помогали укрепить ее дух и залечить раны. Утром судьи видели радостную и прекрасную девушку. Они поняли, что им не сломить мужественную деву. Тогда было принято решение о казни Татианы вместе с ее отцом.
Чудеса во время пыток
Судьям хотелось, чтобы святая отреклась от Христа. В языческом храме Аполлона Татиану заставляли совершить обряд идолопоклонства. Диаконисса стала истово молиться, что привело к распаду статуи языческого бога на кусочки, а храм частично разрушился. Под его обломками были погребены языческие жрецы. На глазах изумленных горожан из обломков статуи божества, издавая нечеловеческий крик, вылетела демоническая сущность. Позже Татиана оказалась в храме богини Дианы. Там стояла статуя с бесом внутри, который почувствовал, что приближается непорочная дева, и завопил. Диаконисса молилась и перекрестилась, после чего люди увидели молнию, ударившую в капище, что привело к возникновению пожара в храме. Многие язычники пострадали от огня. Однажды Татиана находилась в цирке. Внезапно на арену вышел свирепый лев, который даже не прикоснулся к деве, а с покорностью лежал на земле и ласкался к святой. Раздосадованным укротителям хотелось забрать животное, но они лишь разозлили льва, который бросился на трибуны. Один зритель был растерзан хищником, жертвой которого оказался городской сановник Евмений. Татиану решили сжечь в огне, но как только она оказалась в пламени, оно погасло. Святая не боялась стихии, которая ей покорилась. У судей и Ульпиана сложилось впечатление, что диаконисса является сильным волхвом, поэтому творит чудеса. Они говорили о чародейной силе волос подвижницы, которые судьи повелели остричь деве. Затем святая оказалась в храме Зевса. Ее мучители думали, что идол одолеет девушку, лишившуюся волос. Мученица находилась внутри храма двое суток. С приходом третьего дня местные жители собрались здесь для совершения жертвоприношения, но увидели, что статуя языческого бога повергнута. Ее так сильно ударили, что все капище было забросано осколками. Радостная Татиана произносила благодарственные молитвы Господу.
Причисление к лику святых и история почитания Татианы Римской
Почитание святой Татианы началось после ее смерти, до появления официального жития. В то время житийные повествования мучеников составляли, беря за основу их допросы и обвинительные акты. В качестве дополнений к ним служили пояснения. Все это компоновали в форме единого рассказа. По мнению ученых, до 4-5-х веков жития священномучеников верующие передавали друг другу из уст в уста. Попытка составления первого перечня святых угодников была предпринята христианским поэтом 4-го века Пруденцием, который написал произведение «О венцах мучеников». Существуют сведения о том, что в 8-м веке выполнен латинский перевод жития Татианы Римской, которое изначально было написано на греческом языке. Временем создания самых древних текстов жития этой святой считается 9-й век. Местом хранения данных рукописей были Библиотека греческой ариографии и Ватиканская Апостольская библиотека. Святую Татиану Римскую почитают православные и католики.
История почитания святой Татианы на Руси
Русским людям было известно о мученице Татиане Римской, но до нашего времени об этом сохранились только средневековые источники. На наперстном кресте, принадлежащем митрополиту Корнилию, который в те времена находился в Зеленецкой Троицкой обители, была следующая надпись: «Лета 7203 (1595), месяца октября, сей крест сребряной позлащен с мощами святых построил Великий Господин Преосвященный Корнилий митрополит Великого Новаграда и Великих Лук в Троицко-Зеленецкий монастырь своею келейною казною; весу в нем 178 золотников». В эту святыню вложили частицу мощей святой Татианы Римской. В кресте находились мощи и других священномучеников. В первой половине 17-го века подобная реликвия была подарена Киржачскому монастырю Благовещения Пр. Богородицы архимандритом Новоспасской обители Иосифом. В 1625 году Москва встречала архимандритов Григория и Игнатия из афонской обители Ватопед. Они прибыли на Русь с десницей святой Татианы Римской, мозаичной иконой Иисуса Христа, мощами мученицы Иустины и святого Киприана. Эти реликвии от них получила в дар Русская Церковь. Афонские монахи вернулись домой с грамотой от царя Михаила Феодоровича, по которой им разрешалось раз в четыре года собирать милостыню на русских землях. В 18-м веке был основан Московский императорский университет, в качестве покровительницы которого была выбрана святая Татиана. С этого момента на Руси началось освящение храмов, названных ее именем, и создание житийных образов.
День святой Татьяны
Славная кончина мученицы Татианы отмечается Церковью 25 января. В 2005 году эту дату объявили Днем Российского студенчества. В произведении православного писателя Вениамина Прохорова так описано празднование Дня святой Татианы Римской: «Татьянин день в Российской империи, и прежде всего в Москве, был шумным праздником, с широкими гуляньями, в которых участвовали на равных как профессура, так и студенты. На углу Петровского бульвара и Трубной площади находился французский ресторан «Эрмитаж Оливье». Его хозяин, кулинар Люсьен Оливье, отдавал в Татьянин день зал ресторана на откуп студентам, которые приходили сюда «гулять» после официальных церемоний и праздничной литургии. Со столов убирали дорогую посуду, полы застилали соломой, ведь вино лилось рекой. Здесь и там звучали восторженные речи и тосты «во славу науки и за процветание идеалов». И даже жандармы в этот день не трогали хмельных студентов, а если необходимость такая все-таки возникала, то задерживали, предварительно поздравив с праздником». В советские времена властью было принято решение об упразднение этого шумного праздника, который не совпадал с политическим курсом КПСС. Простые люди продолжали отмечать Татьянин день. В русской эмигрантской среде 25 января устраивали шумные праздничные мероприятия. Ежегодно в Чехии в честь святой Татианы проходило выступление Русского хора им. Архангельского.
Иконы
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике находится образ Татианы Римской, который причисляют к старейшим сохранившимся до нашего времени иконам этой святой. «Спаса Вседержителя с предстоящими» в конце 17-го века написал Козьма Яковлев Бабухин. На данном образе можно увидеть Иисуса Христа с небесными покровителями царского семейства, включая Татиану Римскую. Почитание святой мученицы доходило до такой степени, что она становилась частью композиции с ликами Пр. Богородицы. Как пример можно привести одесскую православную святыню – Касперовскую икону Божией Матери, созданную в середине 18-го века. Святая Татиана покровительствует черноморским морякам. В центре данной иконы находится Пречистая Дева, а по бокам от нее изображены мученица Татиана и Иоанн Предтеча. В старинных реестрах говорится, что манера написания этого образа похожа на старогреческие и единоверческие иконы. В Центральном музее древнерусского искусства и культуры хранится список чудотворной Балыкинской иконы Богородицы, на котором можно увидеть святую мученицу.
Татиана и Афанасий
В конце 18-го века завершилось формирование иконописной традиции совместного написания святой и других январских угодников. В Калужском областном художественном музее можно увидеть старинную икону со святыми Татианой и Афанасием. Красноярский Богородице-Рождественский собор второй половины 19-го века содержит престольную икону святых мучеников Исидора и Татианы. Некоторые старинные домовые храмы тоже оформлены образами мученицы. На таких иконах она написана, как небесная покровительница членов семейства. В конце 19-го века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала расписать предел в своем Татианинском домовом храме.
Иконописные изображения на эмали
Русская иконопись имеет разные виды, одним из которых является эмалевая техника. Ростовскую финифть освоили мастера создания образов-дробниц – произведений искусства высочайшего уровня. В конце 19-го века император Николай II и его жена Александра Феодоровна получили в Ростове от мещан подарок – образ-дробницу, на котором были изображены мученица Татиана, святой Николай и местные чудотворцы. Приведем рекомендацию по изображению святой угодницы от русского иконописца-академика Виктора Фартусова: «Типом римлянка. Молода, но не юна. Лицом худощава и очень бела. Большие кудреватые волосы. Одежда нижняя – с узкими рукавами, до пят, вторая – с широкими рукавами, ниже колена. Перепоясана накрест орарем, как диаконисса. В руках можно писать кадильницу или сосуд и хартию из ее жития: «В муках молитеся к Богу о мучающих вас, да подаст им познание истины».
Храмы
В средневековых летописях нет упоминаний о русских храмах мученицы Татианы. Такие церкви стали строить в России позже.
Храм святой Татианы Московского государственного университета
25 января мать графа Ивана Шувалова праздновала свои именины и сын порадовал родительницу необычным подарком. Императрица Елизавета Петровна получила в этот день от него прошение, в котором говорилось, что он хочет основать Московский императорский университет. Государыня сразу же поставила свою подпись под соответствующим указом. Далее следует привести пояснение священника церкви Всемилостивого Спаса в Митино, иерея Григория Геронимуса: «С одной стороны, это историческая случайность: императрица могла бы подписать указ о создании университета и в какой-то другой день, и тогда бы у него был какой-то другой покровитель. Однако для верующего человека случайностей не бывает. Конечно, есть большая связь между мученицей и тем, что именно ей мы молимся о студенчестве. Именно ее день памяти считают особо важным для себя и студенты, и преподаватели, и все те, кто связывают свою жизнь с обучением в высших учебных заведениях». Освященную университетскую церковь посвятили святой Татиане. Вначале она находилась во внутренней аудитории. Создание отдельного храма завершили в 1837 году. Его поместили в бывшем флигеле дома, принадлежащего московскому откупщику Петру Пашкову. Проект церкви разработал архитектор Евграф Тюрин. В 1851 году храм отмечал свой престольный праздник. Во время богослужения можно было услышать вдохновенную проповедь святителя Филарета Московского, в которой он объяснил, как связаны мученица Татиана и Московский университет: «Есть ли какое отношение между обителью знаний и мученицей? Между мудростью и мученичеством? Ответствую: есть! Мученик – сын Мудрости, и уже не младенствующий. Мученичество – есть род мудрости, и очень не низкий». По этому же поводу следует привести слова иерея Григория Геронимуса: «Если мы обратимся к истории, мы увидим, что, действительно, именно мученикам Господь, Который Сам есть Истинная Премудрость, открывает особые тайны. То, что кому-то дается через долгие годы обучения, занятий, кропотливого ученического труда, мученикам открывается Богом. «Отдай кровь и прими Дух!» — есть такое христианское выражение. И люди, отдававшие кровь, действительно, принимали Дух, Который открывал им удивительные тайны нашего мироздания. Особую премудрость дает Господь тем, кто кровь свою проливает за Веру и верность Ему».
Варшавская церковь
В польской столице была мужская гимназия, при которой в 1823 году состоялось открытие храма мученицы Татианы. Фойе церкви МГУ оформлено бюстом Михаила Васильевича Ломоносова, установленным в 1877 году, который является вторым московским памятником в честь выдающейся личности. Почти за 60 лет до этого состоялась установка памятника Минину и Пожарскому. Среди святынь церкви следует выделить образ новомучеников, на котором изображены преподаватели и бывшие выпускники МГУ, икону Божией Матери «Прибавление ума», образ Богородицы «Державная» и икону Спаса Нерукотворного, проявившуюся в новом тысячелетии на стекле, покрывающем Лик.
Университетские церкви
Уральская архитектурно-художественная академия, Тольяттинский, Санкт-Петербургский, Пензенский, Оренбургский, Марийский, Красноярский, Воронежский, Рязанский и другие университеты России открыли при своих учебных заведениях церкви святой Татианы. То же самое сделала гимназия Кирилла и Мефодия в Нижнем Новгороде. Университетские храмы в Ханты-Мансийске, Новороссийске и Иваново имеют престолы мученицы Татианы.
Кому покровительствует и о чем просят святую
Учащиеся и студенты просят у мученицы Татианы помощи в успешной сдаче сложных экзаменов и зачетов, а абитуриенты – о поступлении в высшие учебные заведения. Диаконисса помогала бездомным и больным людям, которых она поддерживала и утешала. После молитвы святой можно исцелиться, избавиться от уныния, депрессии и страха перед будущим.
Тропарь мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4 А́гнцу Пречи́стому и Па́стырю после́дуя,/ а́гнице слове́сная Татиа́но/ мы́сленных звере́й не убоя́лася еси́,/ но зна́мением кре́стным вооружи́вшися,/ до конца́ тех низложи́ла еси́,/ и вошла́ еси́ в Небе́сную огра́ду,// иде́же помяни́ и нас, му́ченице Христо́ва многому́драя. Перевод: Агнцу Пречистому и Пастырю последуя, агница духовная Татиана, мысленных волков не побоялась ты, но, знамением крестным вооружившись, окончательно их низложила и вошла ты в Небесную ограду, где вспоминай о нас, мученица Христова премудрая. Кондак мученице Татиане Римской, диаконисе, глас 4 Све́тло во страда́нии твое́м возсия́ла еси́, страстоте́рпице,/ от крове́й твои́х преиспещре́на,/ и, я́ко кра́сная голуби́ца, к Небеси́ возлете́ла еси́, Татиа́но:// те́мже моли́ при́сно за чту́щия тя. Перевод: Ярко в страдании твоем воссияла ты, мученица, кровью своей украшенная, и, как прекрасная голубица, к Небесам возлетела ты, Татиана, потому молись всегда о почитающих тебя.