Житие
Ироду стало понятно, что он не знает, где находится Младенец. Тогда царь отдал приказ об убийстве на территории Вифлеема и окрестностей всех новорожденных детей, имеющих мужской пол, которые еще не достигли двухлетнего возраста. Ирод надеялся, что таким способом он убьет Богомладенца, которого считал своим соперником. Всех погибших детей Церковь почитает, как первых мучеников за Спасителя. Ирод разгневался, когда услышал, что Симеон Богоприимец при многочисленном народе свидетельствует в одном из храмов о том, что родился Мессия. После смерти святого старца по приказу Ирода его достойное погребение было запрещено. Царь повелел убить святого пророка священника Захарию, который пришел в Иерусалимский храм. Он не рассказал о месте нахождения своего сына Иоанна – будущего Крестителя Иисуса Христа. Сам Ирод был наказан Богом. Он скончался от лютой болезни. Его еще живого съели черви. И на смертном одре царь продолжал совершать свои злодеяния. По его приказу были убиты мудрейшие члены Синедриона, его жена Мариамна и три сына, родной брат, сестра и ее муж, иудейские книжники и первосвященники.
Вифлеемская трагедия
Во время первого чтения Евангелия люди часто приходят в ужас от факта массового убийства новорожденных детей на территории Вифлеема. В рассуждениях Константина Константиновича Мачана и иерея Сергея Лепина рассматриваются смерть и страдания этих младенцев. Первый из них преподает в Минской Духовной Школе Библейскую историю, а второй – философию. Константина Мачана спросили, за что страдали Вифлеемские младенцы и какое место Спаситель приготовил им на небесах. Ученый ответил, что никакое страдание не остается бессмысленным перед Господом, о чем можно судить по многочисленным свидетельствам, которые вы найдете в Священном Писании, и примерам мучеников. «Промысл Божий о человеке и мире направляет все ко благу», но человеческое чувственное понимание не всегда осознает это сразу. Люди не могут объяснить некоторые истории из далекого прошлого и оправдать страдания. Церковь чтит Вифлеемских младенцев, как первых мучеников за Господа, невинная кровь которых была пролита за Спасителя мира. Их бессознательное мученичество произошло потому, что на то был Промысел Божий. Иисус Христом принес себя в Крестную Жертву. Человек, который страдает за Господа, свидетельствует, что истинно верит в него. Греческое слово «мученик» переводится, как «свидетель». Ветхозаветные праведники, страдающие за Истинного Бога до пришествия Спасителя, и Вифлеемские младенцы, которые были Его сверстниками, равны перед Богом. Господь страдал на Кресте и за тех и за других, но освобождение от греха, проклятия и смерти произошло после того, как окончилась их земная жизнь. Константин Мачан говорит, что мученичество условно разделено на два вида. Одни мученики выбирают свои страдания сознательно, а для других – это вынужденная необходимость. Первым предлагают отречение от Спасителя, земную и загробную жизнь без Господа или страдания за Христа: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (стих 32, глава 10 Евангелия от Матфея). Другие мученики стоят перед выбором «жизни или веры». Они страдают, так как являются политическими или религиозными оппонентами сильных мира сего. Пророчество о том, что родился Царь Иудейский, дошло до Ирода Великого, который опасался, что лишится власти и «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (стих 16, глава 2 Евангелия от Матфея). Предание гласит, что их убили четырнадцать тысяч. Точное место нахождения Иисуса не было известно Ироду, поэтому он рассчитывал, что среди убитых младенцев будет и новорожденный Христос. Сами только что появившиеся на свет дети не выбирали себе такую судьбу, но в итоге они оказались в Царствии Небесном, а тело злодея Ирода покрыли болезненные раны. Все подданные от него отвернулись. Страдания жестокого правителя не вызывали сочувствия у людей. Даже перед своей смертью царь продолжал творить зло. По его приказу были убиты жена Мариамна и их три сына, которых он считал соперниками, брат Ирода, его сестра и ее муж. Сергея Лепина спросили, как Спаситель мог допустить, чтобы мучились и погибли невинные дети, не совершившие грехов и злых поступков. Преподаватель философии ответил, что такова была их земная участь. Он привел слова святителя Иоанна Златоуста: «Если бы кто взял у тебя несколько медных монет, а взамен отдал тебе золотые, неужели ты считал бы себя обиженным? Напротив, не говорил ли бы ты, что этот человек — твой благодетель?». Под медными монетами следует подразумевать земную жизнь человека. Впереди его ждет смерть. Золото символизирует вечную жизнь. Мучения и страдания младенцев были вознаграждены обретением блаженной вечности. Святым для этого необходимо совершать подвиги и трудиться всю жизнь. Ангелы приняли к себе Вифлеемских младенцев, для которых открылась таинственная дверь к Царствию Небесному. «Глас слышен в Раме, плач и рыдание и вопль; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (стих 15, глава 31 Книги пророка Иеремии). Сергея Лепина спросили, это касается лишь Вифлеемских младенцев или всех христианских мучеников, погибших после рождения. Философ рассказал, что Рахиль, мужем которой был ветхозаветный патриарх Иаков (его дед – Авраам, а отец – Исаака), похоронили в израильской Раме. Существует предание о ее сыне Иосифе. Он был пленником-рабом, которого гнали в сторону Египта. Находясь рядом с гробницей Рахили, Иосиф стал плакать и кричать: «Мать моя, слышишь ли ты меня? Мать моя, видишь ли, куда ведут твоего сына?». После этого из места упоения Рахили раздались всхлипы. В 586 году по приказу вавилонского царя Навуходоносора его воины завершили разгром Иудейского царства, население которого после переселения стало жить в Вавилонии. Пленники-иудеи перед изгнанием находились в Раме. Вифлеем расположен от этого города в 12 км. В шестнадцатом стихе второй главы Евангелия от Матфея сказано, что от царя Ирода поступил приказ «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его». В пределы той территории входил и город Рама. В пятнадцатом стихе первой главы Книги пророка Иеремии, которая входит в Ветхий Завет, описаны жители города Иерусалим перед отправкой в чужую страну. Плачущая Рахиль их провожала. Свой печальный путь эти люди проделали и через Раму, где она похоронена. Об этом сказано во втором стихе десятой главы Первой книги Царств. В тексте Иеремии есть описание Рахили, оплакивающей в гробу судьбу своего народа, который ждет Вавилонское пленение. Через несколько веков во время страшной трагедии неповинные дети были убиты своими соплеменниками. Сегодня, вспоминая Вифлеемских младенцев, христиане молятся о людях, которых убили, не вынеся им обвинение, не совершивших преступлений, ибо приговор им вынесли многочисленные «Каины и Ироды». Убитые Вифлеемские младенцы упоминаются в одном из интервью протодиакона Андрея Кураева, которого спросили о предании, в котором говорится о четырнадцати тысячах младенцев. Евангелие не приводит эту цифру. Имеет ли она значение? На этот вопрос последовал ответ Кураева: Их было, как указывает византийская традиция, 14 000. Понятно, что столько детей «от двух лет и ниже» просто не могло быть в маленьком Вифлееме и его окрестностях. Отсюда становится ясно, что число это имеет символическое значение. Оно говорит о массовости такого явления, как убиение невинных, как репрессии, которые чаще всего обрушиваются не на единиц, а на тысячи и даже миллионы. Евфимий Зигабен, византийский богослов ХII века пишет об этом так: «Ирод полагал, что звезда, возвестившая мудрецам с востока о Рождестве Христовом, не тотчас же явилась им, но что Младенец родился задолго до ее появления. Для большей безопасности он и повелел предварить время на два года». В то же время можно говорить о символичности цифры «14» как о числе «сыновей» Рахили. В Библии сыновьями Рахили называются не только Иосиф и Вениамин, рожденные ею, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина) — «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (стих 22, глава 46 Бытия). По 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни. Вообще, цифра «14» часто встречается в библейской традиции. Например, в родословной Спасителя насчитывается «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (стих 17, глава 1 Евангелия от Матфея). Память избиенных в Вифлееме младенцев Церковь начала совершать уже во II веке. Вероятно, тогда и была определена цифра «14 000».
Дни памяти
11 января — Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме убиенных
Молитвы к Вифлеемским младенцам
Тропарь 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 1
Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся. Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.
Кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 6
В Вифлее́ме ро́ждшуся Царю́, волсви́ от Перси́ды с да́ры прихо́дят,/ звездо́ю свы́ше наставля́еми,/ но И́род смуща́ется и пожина́ет младе́нцы, я́ко пшени́цу,/ и рыда́ет себе́,// я́ко держа́ва его́ вско́ре разори́тся. Перевод: К родившемуся в Вифлееме Царю волхвы из Персии с дарами приходят, звездою свыше направляемые, а Ирод беспокоится и пожинает младенцев, как пшеницу, и оплакивает себя, так как власти он вскоре лишится.
Ин кондак 14000-м мученикам младенцам, от Ирода в Вифлиеме избиенным, глас 4
Звезда́ волхвы́ посла́ к Ро́ждшемуся,/ и И́род непра́ведное во́инство посла́ лю́то,/ уби́ти мня во я́слех// я́ко Младе́нца лежа́ща. Перевод: Звезда волхвов послала к Родившемуся, а Ирод беззаконный воинство послал, тщетно полагая убить в яслях Младенца лежащего.
Иконы Вифлеемских младенцев