Зосима и Савватий Соловецкие святые

Написать записку

Выберите записку

Подвижнический путь преподобного Савватия начался с того, что он в качестве насельника попал в Кирилло-Белозерскую иноческую общину. Ближние уважали благочестивого праведника, а прихожане рассказывали о Савватии другим христианам, в каких бы краях они не побывали, поэтому молва о нем распространилась далеко. Людское почитание пугало праведника. Ему было трудно терпеть такое преклонение, поэтому он задумался о переселении и жизни в каком-нибудь уединенном месте.

Игумен благословил Савватия, который после этого жил в Валаамском монастыре. Через время верующие узнали, где живет праведник. Богомольцы опять стали приходить к нему, поэтому благочестивому старцу пришлось заняться поиском более уединенного места. Он обратился в своих молитвах за помощью к Господу, после чего отправился в сторону севера и поселился на Соловецком острове, о котором в то время знали немногие. Савватий добрался до полностью необитаемой земли. Об этом участке суши было известно некоторым рыбакам, которые пережидали на острове непогоду. Преподобному Савватию было не важно, какую одежду он будет носить и чем станет питаться. Он верил, что Всемилостивый Владыка поможет ему выжить в любых условиях. Всевышний помог Своему служителю, который не остался один на необитаемом острове. У Савватия появился преданный спутник – инок Герман. Рядом находилась часовня, при которой он жил. Двое подвижников поселились на заповедном острове. Чтобы доплыть до Соловков, они взяли лодку, в которую погрузили съестные припасы и другой скарб. В первую очередь Савватий и Герман взялись за воздвижение на побережье Креста и сооружение кельи. Они усердно добывали себе пропитание и часто молились, обращаясь к Господу. В течение некоторого времени преподобному Савватию пришлось пожить в этом безлюдном месте одному. Его дух укреплялся во время общения с Божьими Ангелами, посещавшими преподобного. Перед своей кончиной праведник встретил священнослужителя Нафанаила, которого ему послал Бог. Он причастил Савватия, после чего тот отправился в Царствие Небесное к Господу. Земная жизнь преподобного закончилась 27 сентября 1435 года. В 1436 году подвиги Савватия на Соловках были продолжены другим праведником – Зосимой, который основал и благоустроил Соловецкий монастырь. Еще в детстве он был кротким отроком. В раннем возрасте Зосима научился читать и писать. Он изучил разные книги, но больше всего ему понравилось Священное Писание, которое мальчик помногу раз перечитывал. Достигнув совершеннолетия, он в черных одеждах ушел из дому и поселился в пустынном месте. Зосима жил, как отшельник. Господь послал ему нового знакомого – отца Германа, который вместе с преподобным Савватием прибыл на Соловецкий остров. Этот праведник рассказал Зосиме о благодатной земле, после чего отшельник обратился к старцу с просьбой провести его на остров, которая была выполнена отцом Германом. В пути Зосиме явилось дивное видение. Отшельник увидел блистающее сияние со стороны Востока и красивый храм, который осветило немеркнущее зарево. После прибытия Германа и Зосимы на Соловецкий остров, они начали строить там монастырь. Праведники трудились практически без перерывов на отдых, но уделяли достаточно времени своим молитвенным деланиям. В качестве первого ученика они взяли приплывшего на остров рыбака Марка, который стал примером для некоторых прочих жителей прибрежных поселений. Новоприбывшие послушники занялись строительством жилищ возле келий наставников и добычей пропитания. Они трудились от зари до заката. Со временем учеников у преподобных стало так много, что Герман и Зосима приняли решение о возведении на острове небольшой церкви Преображения Господня, к которой были пристроены общежитие и трапезная. Эти постройки стали основой Соловецкого монастыря. По воле Господа они сохранились до нашего времени, пережив несколько трудных исторических эпох. Преподобного Зосиму рукоположили в игумены. Он стал инициатором строительства Успенской церкви, расширения келий и переноса в обитель честных мощей преподобного Савватия, у которых произошло много исцелений страждущих паломников. Возле них Зосиму иногда можно было увидеть по ночам. Он молился у гроба святого Савватия.   Многие верующие говорили о старце Зосиме, как о прозорливце, который предсказал, что новгородская боярыня Марфа Борецкая разорится, а ее род погибнет. Эта женщина бесчестно изгнала игумена, который обратился к ней с просьбой. Позже произошло раскаяние Марфы. Она просила Зосиму простить ее, но разорение дома Борецкой все же произошло, когда князь Иоанн III отправился в Новгородский поход. Домашних Марфы казнили, а боярыню отправили в дальнюю ссылку. Праведник предвидел, что приближается его кончина. Приемником отца Зосимы, по его же благословлению, стал монах Арсений, который прекрасно справлялся с делами монастыря. Преподобный собрал своих духовных чад, чтобы сказать им свое наставление: «Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, духом прибуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда по отшествии моему обитель распространится. Соберется множество братии, это место процветет духовно и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Земная жизнь благочестивого старца завершилась 17 апреля 1478 года. Гробница преподобного Зосимы находится под часовней, которая была построена после смерти игумена. К ней постоянно приходят страждущие. Святой с небес помогает в облегчении их скорбей и исцеляет недуги. По благословению преподобного Германа, духовными наставниками которого были святые отцы Савватий и Зосима, написаны их жития. Господь забрал его к себе 30 июля 1479 года. Нетленные мощи преподобного Германа находятся под построенной после его смерти каменной церковью.   Существует предание о святом Германе, которого в своем сне видел пресвитер Григорий, прибывший в Старую Тотьму. Явление преподобного подвигло его к составлению тропаря святому и написанию иконы, на которой изображены преподобные Савватий, Зосима и Герман. У этого образа потом происходили многие чудотворения.  

Даты праздников

  Церковь вспоминает об угодниках в такие дни:

  • 30 апреля – День памяти преподобного Зосимы.
  • 21 августа – День первого и второго перенесения мощей святых подвижников.
  • 1 октября – День памяти преподобного Савватия.

 

Иконы

  Преподобный Савватий впервые был изображен на иконе человеком, который лично его знал и видел праведную кончину святого. Купец Иван перенес лик Савватия на икону уже после смерти преподобного. Зосима поместил ее над гробом своего наставника. Временем создания самой древней иконы соловецких старцев принято считать первую половину 16-го века. В каталоге, составленном в Кремлевском музее, можно увидеть табличку, которая находится на обратной стороне образа. На ней начертано: «Икона первописанная по преставлении преподобнаго отца Зосимы в 5 лето учеником его бывшим игуменом Досифеом 3-м 1478 года». Святые старцы изображены на иконе в полный рост. На них можно увидеть монашеские одеяния. Они молятся Господу.  В 1548 году в игумены Соловецкого монастыря рукоположили святителя Филиппа (Колычева), которого замучили и жестоко убили опричники. При его земной жизни изменилась иконография основателей Соловецкой обители. Их стали изображать молящимися Господу и Богородице. Также иконописцы переносили на образы многие сцены праведной жизни старцев. Игумен Филипп стал свидетелем появления в обители воздвизального креста. Его оборотная сторона была оформлена вырезанными фигурами двух первых основателей Соловецкого монастыря, которые в благоговении припадают к стопам Спасителя. В 1547 году святых отцов канонизировали. Позже Савватия и Зосиму стали изображать преимущественно в таком же виде, как на иконах написаны преподобный Сергий Радонежский и священномученик Власий Севастийский. В иконописных подлинниках тех лет содержались рекомендации по написанию святых: «Сед, брада Сергиевы поуже, на конце остра, схима на плечах», «Зосим сед, брада Власиева, Савватий сед, [брада] поуже Власиевой, Герман сед, брада Александра Свирскаго». Так говорится в «Подлиннике иконописном» Большакова. Этих иконографических традиций придерживались и в 18-м веке. В иконописном подлиннике, составленном Филимоновым, содержится следующая трактовка: «Зосима, подобием стар, власы на главе просты и надседы, брада аки Власиева и надседа, а не раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах, в руке свиток, а в нем написано: «Не скорбите убо братие, но по сему разумейте, аще угодна суть пред Богом дела моя будут, то не оскудеет обитель наша и по моем отшествии умножится паче, и соберется братии множество о любве Христовой»; «Савватий, подобием стар и сед, брада до персей, пошире Власиевой, власы на главе просты, ризы преподобническия, мантия и кукул». Ориентиры для изографов, принадлежащих к следующим поколениям, содержатся в Академическом пособии, которое составил Виктор Фартусов. Там можно найти такое наставление по изображению святых: «Зосима. Старец русскаго типа, новгородский урожденец, лицом худощавый от поста, волосы на голове просты, с сединой, борода более средней величины, также с проседью, одежды монашеския, и как у пресвитера, епитрахиль, на плечах схима», «Савватий — как глубокий старец русскаго типа, очень худой лицом, с большой седой бородой, в убогой ряске, мантии и куколе на голове». В «Руководстве к писанию икон» Фартусова можно найти разные изречения, которые содержат свитки.   В Соловецкой обители и иных русских православных монастырях находились особые «променные» («раздаточные») иконы для благословления паломников по обычаю, возникшему в 17-м веке. На таких образах можно было увидеть небольшие лики святых, размер которых достигал пяди. «Променные» («раздаточные») иконы изготавливали в большом количестве. Недостатка в них не было. Поморские иконописцы и художественные мастерские по всей России занимались выполнением крупных заказов, полученных от соловецкой братии. Традиционно стоящих святых отцов на них изображали группой, а фоном служил сам монастырь. До нашего времени сохранилось несколько старинных вышитых покровов, на которые нанесены лики создателей Соловецкого монастыря. Их изготовили монахини Новодевичьей обители и вышивальщицы, которых в свою мастерскую набрала царица Ирина Годунова. Если вы посетите музей в Московском Кремле, то сможете ознакомиться с этими шедеврами. Когда шла Крымская война, в 1854 году английские корабли совершили варварское нападение на Соловецкий монастырь. Они обстреляли остров, намереваясь превратить его в форпост, чтобы в дальнейшем захватить русские северные земли. На иконах местных святых изображали небесный сегмент с ликом Божией Матери «Знамение», который чудесным образом спас Соловецкую обитель и монахов от этой напасти. Святые старцы также могут быть изображены на пасеке. Принято считать, что они покровительствуют пчеловодам.  

Почему пчеловоды считают преподобных Савватия и Зосиму своими покровителями?

  С древних времен принято считать, что святые Савватий и Зосима покровительствуют пчеловодам и бортникам. 27 сентября Русская православная церковь чествует преподобного Савватия. Существует народное поверье, согласно которому в это время необходимо заниматься уборкой ульев. Их хранили в «омшанике» — зимовнике. Упоминание такой традиции можно найти в «Календаре примет, обычаев и поверий на Руси». Этот сборник вышел в 1867 году. Он был составлен И. Щуровым. Согласно другому преданию, у преподобного Зосимы был игуменский посох с набалдашником. Он отправился в путешествие на Афон, откуда вернулся с первой маткой, образовавшей пчелиное семейство. Ее старец спрятал в тот самый набалдашник. После этого в России начало развиваться пчеловодство. Ранее добыча воска и меда велась бортниками в местах, где жили дикие пчелы.  

О чем просить святых во время молитв?

  После того как был основан Соловецкий монастырь, считалось, что местные святые покровительствуют мореплавателям, помогают обуздать бушующую водную стихию. У поморцев существовала традиция: в старину перед плаванием их благословляли старцы, которые в то время жили на Соловецком острове. Игумен Богоявленской обители Варлаам имел Канонник 16-го века. В нем о преподобных Савватии и Зосиме говорится, как о «морских чудотворцах». Соловецких святых можно попросить вразумить и укрепить веру Христову. В 17-м веке было составлено «Похвальное слово русским преподобным», в котором они указаны, как «просветители языческих народов». С древних времен к местам упокоения святых прибывали немощные люди и одержимые, в которых вселились лукавые бесы. Существуют многочисленные свидетельства о том, что люди выздоравливали у мощей этих подвижников. Уже несколько веков в честь соловецких святых воздвигают храмы возле лечебниц при монастырях. В качестве примера можно привести Флорищеву пустынь и Троице-Сергиеву лавру. Саровская пустынь известна по кипарисовому престолу, вырезанному в память о соловецких старцах самим преподобным отцом Серафимом. Он находится в приделе храма.

Молитва преподобным Зосиме и Савватию Соловецким

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Зоси́мо и Савва́тие, земни́и а́нгели и Небе́снии челове́цы, бли́жнии дру́зи Христо́вы и уго́дницы Бо́жии, оби́тели ва́шея сла́во и украше́ние, всея́ же се́верныя страны́, па́че и всего́ Правосла́внаго оте́чества на́шего необори́мая стено́ и вели́кое заступле́ние! Се мы, недосто́йнии и многогре́шнии, с благогове́йною любо́вию ко святы́м моще́м ва́шим припа́дающе, ду́хом сокруше́нным и смире́нным приле́жно мо́лим вас: моли́те непреста́нно благосе́рдаго Влады́ку и Го́спода на́шего Иису́са Христа́, я́ко дерзнове́ние ве́лие к Тому́ иму́щии, да не отсту́пит от нас Его́ вседе́йствующая благода́ть, покро́в же и заступле́ние Пресвяты́я Влады́чицы на́шея Богоро́дицы на ме́сте сем да пребу́дет, и да не оскуде́ют никогда́же и́стиннии ревни́тели а́нгельскаго жития́ во святе́й оби́тели сей, иде́же вы, богоно́снии отцы́ и нача́льницы, безме́рными труды́ и поще́ньми, то́ки же сле́зными и всено́щными бде́нии, непреста́нными моли́твами и моле́ньми нача́ло и́ноческому житию́ положи́сте. Ей, уго́дницы святи́и, моли́твенницы к Бо́гу благоприя́тнейшии, те́плыми ва́шими к Нему́ мольба́ми огради́те и сохрани́те ны и свято́е селе́ние сие́ ва́ше от тру́са, пото́па, огня́ и меча́, наше́ствия иноплеме́нных и смертоно́сныя я́звы, от вражды́ и вся́ких нестрое́ний, от вся́кия беды́ и ско́рби и от вся́каго зла: да непреста́нно на ме́сте сем, в ми́ре и безмо́лвии, благоче́стно сла́вится пресвято́е и́мя Го́спода и Бо́га, и обрета́ют ве́чное спасе́ние и́щущие Его́. О, преблаже́ннии отцы́ на́ши, Зоси́мо и Савва́тие! Услы́шите ны гре́шныя, во святе́й оби́тели ва́шей и под кро́вом ва́шего защище́ния недосто́йно жи́тельствующыя, и благомо́щными ва́шими к Бо́гу хода́тайствы испроси́те душа́м на́шым грехо́в оставле́ние, жития́ исправле́ние и ве́чных благ восприя́тие в Небе́снем Ца́рствии: всем же ве́рующим, и́же на вся́ком ме́сте и во вся́кой ну́жде призыва́ют вас в по́мощь и заступле́ние, и и́же с благогове́йною любо́вию во оби́тель ва́шу притека́ют, не преста́ните излива́ти вся́кую благода́ть и ми́лость, сохраня́юще их от вся́кия сопроти́вныя си́лы, от вся́кия напа́сти и от вся́каго зла́го обстоя́ния, и подаю́ще им вся потре́бная к душе́вней и теле́сней по́льзе. Наипа́че же моли́те премилосе́рдаго Бо́га, да утверди́т и укрепи́т Це́рковь Свою́ святу́ю и все на́ше Правосла́вное оте́чество в ми́ре и тишине́, в любви́ и единомы́слии, в правове́рии и благоче́стии да сохрани́т и соблюде́т во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Церкви преподобных Савватия и Зосимы

 

Гольяново (Москва)

  На строительство этого прихода выделил деньги князь Иван Николаевич Трубецкой, который владел имением Гольяново. Когда войска Наполеона разорили Москву, его семья переехала в эту единственную уцелевшую усадьбу и начала ее благоустраивать. В 1842 году был освящен храм. Стоит сказать, что в 1662 году государь Алексей Михайлович распорядился о строительстве здесь церкви святых Савватия и Зосимы. В 1930-х годах состоялось инициированное новой властью закрытие прихода. В храме некоторое время производили макароны. Величественная звонница, построенная архитектором Василием Барановым в 1890 году, стала заводской трубой. На некогда приходской территории выросла свалка производственного шлака. В 1990-х годах в храме снова начали проводить богослужения. Рабочие вывезли с этой территории 120 вагонов с мусором. Церковь восстанавливали полтора десятилетия. Для создания современных росписей был выбран стиль, характерный для 17-го века. Когда в Гольяново появился приход, из местного источника потекла лечебная родниковая вода. Потом церковь закрыли и ключ перестал бить из-под земли. Но один придел в храме назвали в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Так здесь помянули тот самый прозрачный целительный ключ. Этот приход известен своими чтимыми иконами. Некоторые образы с частичками мощей святых. Богомольцы особо почитают Крест, который старообрядцы получили в Кремлевском соборе, и Крест Годеновского. Правда, они представлены здесь в виде копий. По воскресениям в церкви проходит чтение акафиста Чудотворцам Соловецким.  

Церковь преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (Архангельское подворье Соловецкого монастыря)

  Временем основания подворья называют 16-й век, но об этом приходе известно с 1898 года. Когда начался богоборческий период в истории нашей страны, церковь закрыли. Службы в ней возобновили только в конце 1990-х годов. Здесь находятся некоторые церковные реликвии. Речь идет о почитаемых иконах блаженной Матроны, великомученика Пантелеймона, преподобного Серафима, святых Савватия и Зосимы с частицами мощей, а также других святынях. По средам в храме происходит чтение акафиста Соловецким Чудотворцам. Паломники могут остановиться в гостинице, расположенной на церковном подворье.  

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев в Коршике (Кировская область)

  Этот старинный храм построили в 1777 году. В величественном здании могут одновременно находиться тысячи прихожан. После его возведения сюда на богослужения приходили жители 35 соседних деревень. Далее приведем рассказ настоятеля храма протоиерея Василия (Зубарицкого): «Святые Соловецкие Чудотворцы полюбились нашим предкам, потому что здесь было очень развито пчеловодство. А эти Чудотворцы являлись покровителями пчеловодов. Храм – лучшая достопримечательность в округе, так говорят местные и районные власти, хотя он был в запустении 32 года». Когда в стране правили атеисты, зданию церкви не был нанесен ущерб, так как в нем поместили музей. На сегодняшний день в храме устроено несколько приделов – центральный, иконы Богоматери «Достойно есть» и преподобного Алексия, человека Божия. В летний период приходская территория украшена разнообразными благоухающими цветами. Приведем высказывание заместителя директора школы в Коршике Натальи Абрамовой: «Этот храм – центр села, потому что это место, где очень уютно, чисто и красиво. Это благоуханное место, на которое приходишь, и всегда остается ощущение чистоты и порядка. Душа здесь отдыхает, она тянется сюда, потому что здесь приятно быть».  

Церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Кунгурке

  Кунгурка находится рядом с Екатеринбургом. Храм в этом селе построили в 1899 году. При советской власти церковь была недействующей. Богослужения в ней возобновились после распада СССР. В середине 1930-х годов это здание было сельским клубом. Богоборцами разрушена звонница, а стены с ликами святых – заштукатурены. В наше время прихожане могут по достоинству оценить великолепное внутреннее убранство храма и прекрасный иконостас. Местное благочиние постаралось собрать многочисленные древние почитаемые иконы. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться у образов святого Симеона Верхотурского с частицей мощей, мученика Иоанна-воина, «Покрова Пресвятой Богородицы» и почитаемой иконы преподобных Савватия и Зосимы, расположенной возле реликвария с частицами мощей святых. При приходе открыта воскресная школа с уголком Соловецкого монастыря – коллекцией книг, фотографий и фильмов, посвященных этой обители.

Как записки попадают в храм?

1

Сервис отсылает вашу записку в храм по электронной почте.

2

Ваше пожертвование переводится на счёт храма.

3

Служитель в храме распечатывает вашу записку или переписывает её на листок. Всё зависит от технических возможностей храма.

4

Заказанные вами требы исполняются на ближайшем возможном богослужении.

Подробнее о сервисе - частые вопросы

Почему церковная молитва считается более действенной?

Молиться самому можно всегда и везде, но общая молитва в храме за богослужением считается более благодатной из-за своей соборности. “Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них”, - говорит Сам Христос со страниц Евангелия.

Зачем люди обращаются к святым с молитвенными прошениями?

Конечно, только Господь ведает судьбами людей. Но святые имеют особое дерзновение перед Богом молить о заступничестве за каждого из нас.

Откуда взялась “специализация” святых?

Конечно у святых нет никакого четкого разграничения на “специализацию”, как в штатном расписании. Святые угодники любят каждого и готовы помочь в любой нужде. Поэтому, если вы особо почитаете какого-то святого, можете обращаться к нему с любым прошением.
Откуда все же взялось это понятие “ кому молиться, если…”?
Дело в том, что в своей жизни или после смерти святые творили чудеса и это было засвидетельствовано, передавалось из уст в уста и дошло до нас в Священном Предании, как известны нам и обстоятельства жизни святых.
К примеру, Николай Чудотворец много путешествовал сам, остановил морскую бурю, воскресил разбившегося насмерть матроса. Вот и молятся святителю Николаю путешествующие, а моряки считают его своим покровителям.
Святым воинам Георгию Победоносцу, Димитрию Солунскому, Федору Ушакову - молятся о воинах или в поисках справедливости.
Святым целителям Пантелеимону, Косме и Дамиану, Луке Крымскому молятся об исцелении. Матерь Божия - скорая заступница в любой нужде, особенно оберегает она семью и детей.

Как понять, что молитва была услышана?

Святые угодники Божии бывают скорыми помощниками. Нередки свидетельства, когда просьба исполняется моментально. Но нужно не забывать, что “исполнение желаний”, как у золотой рыбки не всегда полезно человеческой душе. Господу известно наше сердце и даёт Он то, что не будет во вред нашей будущей вечной жизни.

Как записки читаются в храме?

Во время богослужения священнослужители возносят молитвы, установленные для того или иного момента службы, под сводами алтаря звучат имена тех, о ком подавались записки. Записки также читаются на молебнах у икон в праздники и дни памяти святых угодников.